Дополнительная общеразвивающая программа "Умные шашки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Вишенка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Ломоносова, 10
тел.: 8 (34364) 3-39-68, e-mail: ds-18-vishenka@mail.ru

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад №18
«Вишенка»

Заведующий МБДОУ
«Детский сад №18 «Вишенка»
___________ О.С.Миронова

протокол от 02.02.2024 г. № 2

приказ от 08.02.2024 г. № 24а/03-03

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «УМНЫЕ ШАШКИ»
для детей 5-7 лет

Реж, 2024

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы

5

1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

7

1.5. Способы определения результативности реализации Программы

7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1. Методы реализации Программы

8

2.2. Основные формы и средства обучения

8

2.3. Учебно-тематический план

8

2.4. Календарный учебный график

9

2.5. Календарно-тематическое планирование.

10

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников

22

2.7. Контроль достижения детьми планируемых результатов
освоения программы

22

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

23

3.1. Особенности организации предметно-пространственной среды

23

3.2. Программно-методическое обеспечение

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

26

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В современном обществе целью развития дошкольников является
всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид
деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем не
менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за
которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит
непосредственного живого общения. Шашки и шахматы – замечательный
повод
для
объединения
людей,
способствующий
углублению
взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Дух партнёрства,
товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а
затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить.
Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают мышление,
память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую
последовательность рассуждений.
Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра
пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Игра
в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта
ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует
развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию
логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка
запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие
предприимчивости,
дальновидности,
смелости,
настойчивости
и
изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в
напряжённой борьбе.
Шашечное творчество учит детей использовать свою смекалку и в
других областях человеческой деятельности, учит их думать. Таким образом,
игра в шашки является мощным инструментом для полноценного развития
интеллекта дошкольника и эффективным средством самовоспитания, причем,
ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Отличительные
особенности
Программы.
Отличительной
особенностью данной программы является большой акцент на начальную
подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
В основе каждого занятия лежат игры – соревнования и
интеллектуальные викторины, что делает процесс обучения интересным и
3

увлекательным для старших дошкольников, при этом, предлагая выполнение
задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых
навыков, темперамент.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном,
описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике
игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной
Программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно
рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные
комбинации,
предвидеть
замыслы
партнера.
С
дальнейшим
совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо
находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7
лет). Этот возраст – период познания окружающего мира, человеческих
отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития
физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается
основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и
содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в
жизни ребенка – обучению в школе. В 5-7 лет ребенок задает очень много
вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою
версию ответа. В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим
поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам
взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из
сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети
учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и
по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во
взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям.
Продолжительность игры увеличивается. Старший дошкольник стремится к
большей самостоятельности. Способен сосредотачиваться не только на той
деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых
волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться.
Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.
Новизна дополнительной общеразвивающей Программы рассчитана на
подготовку и обучение игре в шашки детей начинающих «с нуля»,
направлена на формирование общей культуры детей и развитие интереса к
игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств,
обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок
учебной деятельности.

4

Дополнительная Программа «Умные шашки» рассчитана на один
учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31 мая: 31
занятие в течение учебного года. Продолжительность занятий 30 минут.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель: раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности
воспитанников в процессе обучения игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить детей с теорией шашечной игры.
 Обучить технике игры в шашки.
Развивающие:
 Развивать умственные способности: умение производить расчеты на
несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
 Развивать логическое и стратегическое мышление и способность к
самостоятельному принятию решений.
 Развивать природные задатки, творческие и специальные способности
детей.
 Активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировка
памяти и наблюдательности.
 Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
 Воспитывать положительное отношения к шашкам как к серьезным и
полезным
занятиям,
имеющим
спортивную
и
творческую
направленность.
 Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к
победе.
 Вырабатывать у воспитанников умение применять полученные знания
на практике.
1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы
Отличительные особенности программы состоит в том, что важное
значение при обучении имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шашечных дидактических игр и
пособий. Обучаясь игре в шашки, ребенок живет в мире сказок и
5

превращений обыкновенной шашечной доски и фигур в волшебные, что
обогащает детскую фантазию.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
 принцип развивающей деятельности;
 принцип активной включенности каждого ребёнка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны;
 принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
 принцип наглядности;
 принцип психологической комфортности – создание образовательной
среды, обеспечивающей всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
 принцип мини-макса – обеспечивается возможность продвижения
каждого ребёнка своим темпом;
 принцип целостного представления о мире – при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
 принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
 принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение дошкольников основами шашечной игры.
Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно
образовательной деятельности используются различные виды игровой
деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Культурологический подход основывается на признании самоценности
дошкольного детства, как этапа вхождения в мир культуры, как уникального
возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода
развития личности, психического и физического здоровья.
6

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
После обучения дети будут знать:
 Историю шашек, как возникла и развивалась игра, ее современные
разновидности.
 Правила игры в русские шашки.
 Правила участия в соревнованиях.
 Простейшие способы выигрыша шашек.
 Основное правило оппозиции, как оно применяется.
 Роль центральных полей доски.
 Шашечную нотацию.
После обучения дети будут уметь:
 Решать стандартные комбинации в 2-3 хода и этюды в 4-5 ходов.
 Поймать дамку противника тремя дамками (Треугольник Петрова).
 Самостоятельно работать с дидактическими материалами.
Также дети:
 Научатся логически мыслить.
 Разовьют внимание, воображение, фантазию, зрительную память.
 Разовьют умение взаимодействовать с партнером по игре, работать в
команде.
 Научатся культуре вежливого и уважительного общения.

1.5. Способы определения результативности реализации Программы
Формы контроля: участие в конкурсе; открытые просмотры занятий.
С целью определения сформированности умения детей играть в шашки
проводится наблюдение за игрой с педагогом и сверстниками.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года,
фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Итогом проделанной работы являются: тренировочные турниры, турнир с
участием родителей.

7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Методы проведения игровых встреч
 Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
 Наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске.
 Практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок,
задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

2.2. Основные формы и средства обучения





Практическая игра.
Решение задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Форма обучения: Групповая, парная, индивидуальная, дистанционная
формы работы. Индивидуальные дидактические игры и задания, игровые
упражнения. Коллективный разбор комбинаций и этюдов, решение задач.
Дистанционная игра с соперником через интернет и возможность обучения.
Практическая парная игра. Развлечения и познавательные досуги,
викторины, турниры.
Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии
дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

2.3. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наименование раздела
«Давайте познакомимся»
«Шашечная доска и шашки»
«Шашечные дороги»
«Диагональ»
«Как ходят шашки»
«Давайте поиграем»
«Начинаем партию»
«Тихие и ударные ходы»
«Давайте поиграем»
«Цели игры и определение результата партии»
«Давайте поиграем»

Общее кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

«Основы шашечной игры, как пройти в дамки»
«Давайте поиграем»
«Правила поведения во время игры»
«Простые комбинации»
«Ничья»
«Знакомство с таблицей шашечного турнира»
«Делаем наилучшие ходы»»
«Шашечный турнир»
«Давайте поиграем»
«Основы шашечной игры: ловушка и короткие
партии»
«Основные приемы борьбы на шашечной доске.
Простые комбинации»
«Давайте поиграем»
«Основы позиционной игры»
«Комбинационные приемы»
«Королевство шашек»
«Давайте поиграем»
«Дружеские встречи»
Всего:

1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
31

2.4. Календарный учебный график
Дата начала
учебного года

Дата окончания
учебного года

Количество
учебных недель

01 октября

31 мая

31

Сроки
контрольных
процедур
III-IV неделя
мая

9

2.5. Календарно-тематическое планирование

№
1.

2.

Тема занятий

Программное
содержание

Материалы и
оборудование

«Давайте
Рассказать об истории Экран, ноутбук.
познакомимся» возникновения шашек;
- приобщать детей к
спортивно-творческой
игре;
- формировать
отношение к игре в
шашки, как к
интеллектуальному
досугу в семье и
детском саду;
- воспитывать
настойчивость,
целеустремлённость,
находчивость,
внимание,
трудолюбие, волю,
коллективизм.
«Шашечная
Познакомить с
Шашечная
доска и
расстановкой шашек,
доска, шашки,
шашки»
магнитная доска.
тренировать в
расстановке шашек на

Методы и приемы
взаимодействия педагога с
детьми

Дата
проведе
ния

ИКТ-презентация «История
возникновения шашек»;
- физкультминутка
- чтение сказки «Два
королевства» из книги
Сидорычев В.Н. (в ходе
чтения знакомить детей с
шашечной доской (поля,
линии, их обозначение), с
шашками, их количеством).

1-я
неделя
октября

Чтение стихотворения:
«Правило игры»;
- показ шашечной доски;
- д/и: «Почтальон разносит

2-я
неделя
октября

Отметка
о
проведен
ии

10

доске.

3.

«Шашечные
дороги»

4.

«Диагональ»

5.

«Как ходят
шашки»

«письма» по адресам»;
- д/и: «Кто быстрее расставит
шашки»
Познакомить
Шашечная
Игра-приветствие.
доска, шашки. Игра: «Я знаю правила
с понятиями
Лист с
игры»;
«вертикаль»
шашечным
- рисуем горизонтали;
и «горизонталь».
полем, линейка, - рисуем вертикали;
карандаш,
- д/и: «Кто больше назовёт
магнитная доска. горизонтальных предметов»;
- д/и: «Кто больше назовет
вертикальных предметов»;
- выставление шашек
горизонтальными и
вертикальными рядами.
- рефлексия
Познакомить с
Шашечная
Игра-приветствие,
понятием «диагональ»
доска, шашки. - игра «Рисуем диагональ».
– косая линия,
Лист с
(показ на демонстрационной
состоящая из клеточек
шашечным
доске).
одного цвета,
полем, линейка, - показ расстановки шашек на
карандаш.
соединённые
шашечной доске по
уголками. Развить
диагоналям.
внимание,
воображение.
Познакомить с
Шашечная
Игра – приветствие.
основными правилами
доска, шашки, - повторение «Я знаю

3-я
неделя
октября

4-я
неделя
октября

1-я
неделя

11

магнитная доска. правила игры».
- объяснение и показ на
шашечной доске педагогом
нового материала.
- игра в шашки.
«Давайте
Закрепить ранее
Шашечная
- Повторение «Я знаю
поиграем»
полученные знания.
доска, шашки, правила игры».
магнитная доска. - Игра-жеребьевка.
- Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о
шахматной доске.
«Начинаем
Познакомить с
Шашечная
- Упражнения на выполнение
партию»
доска, шашки, ходов пешками.
правилами игры – чей
ход всегда первый;
магнитная доска. - Д/и «По маршруту» с
познакомить с
учетом контроля полей, на
термином «центр».
ограничение подвижности
фигур.
- Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о
шахматной доске.
«Тихие и
Познакомить с
Шашечная
Упражнения на выполнение
ударные ходы» терминами – «тихий
доска, шашки, ходов пешками.
ход» и «ударный ход»; магнитная доска. Тренировочные упражнения
развивать мышление,
по закреплению знаний о
шахматной доске.
логику; напомнить
правила игры.
«Давайте
Практическое
Шашечная
Упражнения на выполнение
игры; закрепить
практически;
развивать внимание,
память; умение
анализировать.

6.

7.

8.

9.

ноября

2-я
неделя
ноября

3-я
неделя
ноября

4-я
неделя
ноября

1-я
12

поиграем»

10.

«Цели игры и
определение
результата
партии»

11.

«Давайте
поиграем»

12.

«Основы
шашечной
игры, как
пройти в
дамки»

доска, шашки, ходов пешками.
магнитная доска. - Д/и «По маршруту» с
учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Познакомить детей
Шашечная
Приветствие: чтение
доска, шашки, стихотворения «Правило
с целью игры
в шашки; с основными магнитная доска. игры».
- Объяснение педагогом:
правилами
«выигрыш в партии».
определения
результата партии;
- Решение упражнений на
развивать мышление,
выигрыш в различное
количество ходов.
логику, умственные
способности.
- Итог: «Что вы сегодня
узнали?»
Практическое
Шашечная
Приветствие: «Я знаю
доска, шашки, правила игры»;
закрепление
материала.
магнитная доска. - игра – жеребьевка;
- игра в шашки.
Упражнять на
Шашечная
- упражнения на выполнение
доска, шашки, ходов дамкой; д/и «По
выполнение ходов
дамкой.
магнитная доска. маршруту» с учетом
контроля полей, на
Познакомить с
ограничение подвижности
правилами
фигур; тренировочные
превращения простой
закрепление
материала.

неделя
декабря

2-я
неделя
декабря

3-я
неделя
декабря
4-я
неделя
декабря

13

шашки в дамки,
показать, где на
шашечном поле
находятся «дамочные
поля».
Развивать
изобретательность,
логическую мысль,
фантазию; умение
анализировать.

13.

«Давайте
поиграем»

Практическое
закрепление
материала

Шашечная
доска, шашки,
магнитная доска.

упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске;
- познакомить с правилом:
«Простая шашка, достигнув
дамочного поля,
превращается в дамку». Это
может произойти, как тихим
ходом (передвижение шашки
с 7-й горизонтали на 8- ю для
белых или со 2-й на 1-ую для
черных), так и ударным.
Дамка может ходить как
вперед, так и назад по
диагонали на любое
возможное количество полей
(пока ей не преградят путь
шашка или край доски).
Рубит дамка, как и шашка,
только шашки соперника
могут быть расположены
дальше, чем на одну клеточку
от дамки. Перескакивая через
шашку соперника, дамка
может приземлиться на
любое возможное поле.
Приветствие; жеребьевка;
тренировочные игры в парах.

1-я
неделя
января

14

14.

«Правила
поведения во
время игры»

Познакомить с
правилами поведения
во время игры.
Развить внимание,
сосредоточенность;
умение рассуждать.

Шашечная
- Приветствие.
доска, шашки, - Познакомить с правилами
магнитная доска. поведения во время игры:
Правило 1: Перед началом
игры соперники пожимают
друг другу руки – желают
хорошей игры и победы.
После игры (как бы она не
закончилась) вновь
пожимают руки, благодаря
друг друга за честную игру, а
проигравший еще и
поздравляет соперника с
победой. Этот спортивный
ритуал дисциплинирует
участников и настраивает их
на серьезную игру.
Правило 2: Взялся – ходи!
Правило 3: Если Ваша шашка
стоит неаккуратно (на 2 поля
или на 4 поля) и ее нужно
поправить, Вы говорите
«поправляю» и уже потом
поправляете шашку. Правило
Правило 4: Если у Вас
возникла одна из ситуаций,
описанных в главе 4, и
требуется помощь судьи или

2-я
неделя
января

15

15.

«Простые
комбинации»

16.

«Ничья»

помощника судьи чтобы
посчитать количество ходов
для признания партии
закончившейся вничью,
можете поднять руку или
просто позвать судью.
Правило 5: Во время игры
нельзя разговаривать с
соперником или с соседями
- Игра – жеребьевка;
- Игра в шашки.
Обучение основам
Шашки, доски, - Игра: «Кто быстрее
разложит шашки на доске?».
шашечной игры;
карандаши,
обучение простым
листы бумаги с - Объяснение педагогом
комбинациям,
полями, красные понятия: Большая, или
алгоритму хода.
и зелёные
главная дорога, диагонали.
кружки,
- Физкультминутка;
магнитная доска. - Задание детям. Повторение
сказки про два королевства.
Показ на демонстрационной
доске.
Познакомить с видами Шашки, доски, - Повторение: обучение,
партий (ничья).
диаграммы,
алгоритму хода; выигрыш,
карандаши,
ничья, виды ничьей; решение
листы бумаги с упражнений на выигрыш в
полями,
различное количество ходов.
магнитная доска. - Игра «Главная дорога».

3-я
неделя
января

4-я
неделя
января

16

17.

«Ничья»

18.

«Знакомство с
таблицей
шашечного
турнира»

19.

«Знакомство с
таблицей
шашечного
турнира»

- Чтение худ. литературы
Юровский Е.М.
- Игра – жеребьевка, игра в
шашки.
Продолжить
Шашки, доски, Повторение правил игры;
физкультминутка;
знакомить детей с
карандаши,
видами партий
листы бумаги с - обучение алгоритму хода;
(ничья).
полями,
выигрыш, ничья, виды
магнитная доска. ничьей.
- решение упражнений на
выигрыш в различное
количество ходов.
- игра в шашки.
Знакомство с
Шашки, доски, Повторение: работа с доской
понятием «Таблица
таблица
расстановка шашек;
шашечного турнира»,
турнира,
горизонтальные и
выполнение
тренажёры для вертикальные ряды; большая
глаз,
упражнений на
или главная дорога;
выполнение ходов.
магнитная доска. физкультминутка.
- Знакомство с таблицей
шашечного турнира.
- Упражнения на выполнение
ходов.
Продолжить
Шашки, доска, Шашечная викторина на
знакомство с таблицей магнитная доска. повторение.
шашечного турнира,
Объяснение педагогом
проведение
нового материала: тактика и

1-я
неделя
февраля

2-я
неделя
февраля

3-я
неделя
февраля

17

тренировочных
упражнений «удары
шашками».
20.

«Делаем
наилучшие
ходы»»

21.

«Шашечный
турнир»

Познакомить детей с
основными приёмами
ходов; упражнять в
выполнение ходов;
активизировать
мыслительную
деятельность,
тренировать
логическое мышление
и память,
наблюдательность,
находчивость,
смекалку.
Активизировать
мыслительную
деятельность,
тренировать
логическое мышление
и память,
наблюдательность,
находчивость,
смекалку. Развивать
чувство
ответственности и
умение разрешать

стратегия.
Тренировочные игры в парах,
шашечный турнир.
Шашки, доска, - Чтение стихотворения:
магнитная доска. «Шашки – древняя игра»
- Игра – жеребьевка.
- Шашечный турнир

Шашки, доска, - Игра «Зачем играю в
магнитная доска. шашки».
- Игра – жеребьевка.
- Тренировочные игры в
парах.

4-я
неделя
февраля

1-я
неделя
марта

18

проблемные ситуации.
Воспитывать
спокойствие и
уверенность в своих
силах, настойчивость,
умение достойно
выигрывать и
проигрывать с
достоинством.
Закрепление ранее
Шашки, доска,
полученных знаний;
магнитная доска.
отработка их на
практике.

22.

«Давайте
поиграем»

23.

«Основы
шашечной
игры: ловушка
и короткие
партии»

Познакомить с
ловушками в начале
игры; расширение
знаний и
приобретение
практических навыков
в игре «русские
шашки».

24.

«Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске. Простые

Познакомить детей с
простыми
комбинациями;
расширение знаний и

- Игра «Зачем играю в
шашки».
- Игра – жеребьевка.
- Тренировочные игры в
парах.
Шашки, доски, Упражнения на выполнение
магнитная доска ходов.
- Д/и «По маршруту» с
учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур.
- Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о
шахматной доске.
Шашки, доски, Повторение:
магнитная доска - игра «Закрой ряд»;
- игра «Справа – слева,
вверху – внизу».

2-я
неделя
марта

3-я
неделя
марта

4-я
неделя
марта

19

комбинации»

25.

«Давайте
поиграем»

26.

«Давайте
поиграем»

27.

«Основы
позиционной
игры»

приобретение
практических навыков
в игре «русские
шашки»; развитие
личности, способной к
творческому
самовыражению.
Практическое
Шашки, доски,
закрепление
магнитная доска.
материала.

Практическое
закрепление
материала.

Познакомить детей с
основами
позиционной игры;
обучать приёмам
позиционной борьбы;
развивать знания об
основных принципах
игры, познакомить с

Шашечный этюд: задание,
заключающееся в том, чтобы
найти для белых путь к
выигрышу или к ничьей при
данной расстановке фигур.

Повторение:
- вопросы о шашечном
королевстве.
Физкультминутка: «Шел
король по лесу».
Тренировочные игры в парах.
Шашки, доски, - Стихотворение Юровский
магнитная доска. Е.М. «Перед боем шашки в
ряд, на земле своей стоят».
- Игра-соревнование «Кто
быстрее расставит фигуры»;
- Игра «Взятие шашки».
Шашки, доски, Приемы позиционной игры.
магнитная доска. Основные принципы игры.
Оппозиция. Изменение
оппозиции при размене.
Изолированные шашки.
Простейшие позиционные
приемы выигрыша.

1-я
неделя
апреля

2-я
неделя
апреля

3-я
неделя
апреля

20

28.

«Основы
позиционной
игры»

понятием оппозиция.
Продолжать
знакомить детей с
основами
позиционной игры;
развивать знания об
основных принципах
игры, изменение
оппозиции при
размене.

29.

«Комбинацион Познакомить детей с
ные приемы» основами
комбинационной
игры.

30.

«Комбинацион Практическое
ные приемы» закрепление
материала.

31.

«Дружеские
встречи»

Практическое
закрепление
материала.

Шашки, доски,
магнитная доска,
экран, проектор,
ноутбук.

- Приветствие.
- Повторение правил с
детьми.
- Физкультминутка.
- Работа с ИКТ доской:
изучение нового материала –
прием «размен».
- Игры по желанию детей:
«Шашки»; «Построй ряд».
Шашки, доски, Приветствие.
магнитная доска Повторение шашечных
терминов.
Тренировочные игры в парах.
Шашки, доски, - Д/и: «Кто быстрее построит
магнитная доска на доске фигуры»,
«Ловушки».
- Закрепление шашечных
терминов: поле, центр, дамка,
главная дорога, диагональ.
Шашки, доски, Соревнования между
магнитная доска игроками ДОУ.
Подведение итогов года.

4-я
неделя
апреля

1-я
неделя
мая
2-я
неделя
мая

3-я
неделя
мая

21

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия
родителей (законных представителей) на основе заключенного договора об
оказании платных услуг. Родители (законные представители) ознакомлены с
планом кружка.
Планируются мероприятия:
 индивидуальные беседы о способностях ребенка;
 анкетирование родителей в начале года (Приложение 1);
 консультации для родителей «Роль игры в шашки в развитии детей!»;
 турнир по шашкам между родителями.
Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия
кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на
родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.

2.7. Контроль достижения детьми планируемых результатов
освоения программы
Фамилия, имя
ребенка

Расставляет
шашки на
поле

Начало
игры

Ход
шашек

Бой
шашек
соперника

Дамка
Ход

Бой

Доводит
игру до
конца

Критерии оценки результатов:
Показатель сформирован – ребенок самостоятельно и правильно
справился с заданием;
Показатель сформирован частично – для правильного выполнения задания
ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка
педагога;
Показатель не сформирован – ребенок не выполнил задание даже после
подсказки педагога.

22

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой
хорошо оборудованное пространство. Для реализации Программы имеется
зал, оснащённый мебелью, дидактическим материалом для организации
деятельности с детьми по развитию навыков и умений игры в шашки.
При оснащении кабинета учтены принципы:
 системности: весь материал систематизированы по разделам;
 доступности: расположение на уровне глаз ребенка;
 здоровьесбережения: в соответствии с СанПиН;
 учёта возрастных особенностей: материал подобран в соответствии с
возрастом детей;
 мобильности: пособия легко снимаются, переносятся;
 вариативности: пособия многовариантны.

3.2. Программно-методическое обеспечение
Обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы.
Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и
приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших
игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам
поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со
своим уровнем игры.
 демонстрационный материал;
 шахматные доски;
 наборы шашек;
 турнирные часы;
 опорные схемы;
 простые карандаши, линейки, бумага;
 столы;
 стулья;
 магнитная доска;
 ноутбук;
 проектор;
 экран.
23

Список литературы:
1. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.:
Литера, 1992. – 250 с.
2. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
– 320 с.
3. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И
доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
4. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. – Ростов
н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
5. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – 160 с.
6. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный
предмет», - 2006 г.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва
«Просвещение», 2011 г.
8. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
9. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., М.:Просвещение, 1989. 9. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.:
Чистые пруды, 2005.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формы контроля
Вопросы и задания:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух
цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как
определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он
делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет
возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с
определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной
шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на
соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как
низкий уровень развития игровой мотивации.

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает кружок «Умные шашки», где
дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.
Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности
к игре в семье.
Фамилия и имя ребенка
………………………………………………………………
ФИО родителя или законного представителя
ребенка………………………………………………………………………….
Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться?
.....................................................................................................................
Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки?
..........................................................................................................................
Умеет ли играть Ваш ребенок?
……………………………………………………….
Если нет, то хотели бы Вы научить его?
……………………………………………

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».