ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1
СОГЛАСОВАНО
родительским комитетом
протокол от 29.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНО
заведующий МБДОУ
«Детский сад №18 «Вишенка»
_____________О.С. Миронова
приказ от 29.08.2025 № 34/03-03
ПОЛОЖЕНИЕ
«О проведении педагогической диагностики достижения воспитанниками
детского сада планируемых результатов освоения образовательной
программы дошкольного образования»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о проведении педагогической диагностики
достижения
воспитанниками
планируемых
результатов
освоения
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад
№18 «Вишенка» (далее – положение) разработано на основании:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
• Приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
• Письма Минпросвещения России от 11.06.2025 № 03-1227 «О
направлении разъяснений» (вместе с разъяснениями положений приказа
Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 в части реализации
образовательных программ дошкольного образования);
•
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад №18 «Вишенка» (далее – ОП ДО);
• Уставом МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка» (далее – ДОО).
1.2. Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников,
формах ее организации и методах решает непосредственно ДОО в соответствии
1
с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО.
1.3. Педагогическая диагностика является внутренней процедурой ДОО в
рамках ВСОК ДО.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор,
анализ и хранение данных об индивидуальном развитии воспитанников, что
обеспечивает своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОО
планируемых результатов освоения ОП ДО (далее – педагогическая
диагностика) направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его
интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1.6. В рамках педагогической диагностики педагоги ДОО проводят оценку
индивидуального развития воспитанников и анализируют освоение ими
содержания пяти образовательных областей:
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
1.7. Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОО не
требует согласия их родителей (законных представителей).
1.8. При необходимости квалифицированные специалисты ДОО (педагогпсихолог) проводят психологическую диагностику развития воспитанников с
целью выявить и изучить их индивидуально-психологические особенности.
1.9. Участие воспитанников ДОО в психологической диагностике
допускается только с согласия их родителей (законных представителей).
1.10. Результаты психологической диагностики специалисты ДОО
используют для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития воспитанников.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие
воспитанников и получить информацию об уровне освоения ими ОП ДО.
2.2. Задачи:
• выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития
каждого воспитанника;
• оценить эффективность педагогических действий в ходе реализации ОП
ДО;
• оптимизировать по итогам педагогической диагностики работу с
2
отдельными детьми и всей группой;
•
скорректировать
планирование,
содержание
и
организацию
образовательной деятельности с воспитанниками, совершенствовать РППС.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
• принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе
освоения воспитанниками ОП ДО, а также при переходе их в следующую
возрастную группу педагоги применяют критерии и методы педагогической
диагностики с учетом возраста детей и усложнения образовательных задач и
содержания образовательной деятельности;
• принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны
родителям (законным представителям) воспитанников и педагогам, которые
непосредственно с ними работают, но не подлежат внешнему контролю, а в
остальных случаях используются только в обобщенном виде и не подлежат
внешнему контролю;
• принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги
выбирают изучаемые показатели, диагностические методы, сроки и
организацию обследования на основе научных исследований;
• принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с
соблюдением этических норм и правил;
• принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую
диагностику без нарушения режима пребывания воспитанников в детском саду и
минимальными усилиями получают достаточное количество диагностической
информации;
• принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика
проводится в установленные сроки на протяжении всего периода пребывания
воспитанников в детском саду;
• принцип динамичности – диагностический инструментарий, который
применяют педагоги, позволяет им в установленные сроки провести
педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития)
воспитанников:
• позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и
оценивать их динамику;
• учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из
направлений;
• позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый
процесс без условного разделения на разные возрастные этапы и при этом
3
учитывать возрастные закономерности развития на основе оценки изменений
деятельности воспитанника.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных
группах:
• стартовая диагностика – на начальном этапе освоения воспитанником ОП
ДО в зависимости от времени, когда он поступил в ДОО, и с учетом
адаптационного периода – в течение двух месяцев;
• в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) – на
завершающем этапе освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с
целью определения динамики развития воспитанников;
• по запросу родителей (законных представителей) воспитанника.
3.3. Результаты педагогической диагностики в начале (сентябрь) и в конце
(май) учебного года педагоги могут фиксировать с 1-го по 15-е число месяца.
3.4. Распределение функций при проведении педагогической диагностики
воспитанников ДОО:
• старший воспитатель обеспечивает условия для проведения объективной
оценки индивидуального развития воспитанников: помогает выбрать
диагностический инструментарий, консультирует педагогов, которые
испытывают сложности в проведении педагогической диагностики и анализе ее
результатов;
• специалисты ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре) проводят педагогическую диагностику по своему
направлению развития воспитанников, педагог-психолог – психологическую
диагностику при необходимости; анализируют результаты диагностики и
определяют задачи работы с воспитанниками, в том числе индивидуальной,
коррекционной;
• воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников в
своих возрастных группах, анализируют результаты педагогической
диагностики и определяют задачи работы с воспитанниками, в том числе
индивидуальной.
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников ДОО осуществляется с
помощью малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы,
анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические
ситуации.
3.6. При анализе показателей возрастного развития воспитанников
используются универсальные маркеры – «обычно», «изредка», «никогда»,
которые имеют следующие значения:
• «обычно» (+) – означает, что данный показатель является типичным,
характерным для воспитанника, проявляется чаще всего в самостоятельной
4
деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
• «изредка» (+/–) – означает, что данный показатель не характерен для
воспитанника, но проявляется в его деятельности и (или) поведении время от
времени, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его
проявление;
• «никогда» (–) – означает, что данный показатель не проявляется в
деятельности и поведении воспитанника.
3.7. Большое количество маркеров «обычно» и «изредка» отражают уровень
возрастной нормы развития воспитанников ДОО. Преобладание маркеров
«никогда» указывает на необходимость организовать или усилить
индивидуальную работу с воспитанником с учетом выявленных проблем по
конкретному направлению или направлениям и взаимодействие с его
родителями (законными представителями) с целью достижения совместными
усилиями положительной динамики.
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с воспитанниками каждой
возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по
образовательным областям воспитанников с особыми образовательными
потребностями.
3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая
диагностика, сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного
года с целью определить эффективность педагогических воздействий. По
результатам педагогической диагностики с учетом выявленных проблем
проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а
также организация методической работы с педагогами.
3.10. По результатам педагогической диагностики воспитатели и
специалисты ДОО при необходимости могут заполнять индивидуальные карты
развития на каждого воспитанника ДОО и предоставлять их старшему
воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики воспитатели и
специалисты ДОО используют карты для диагностики развития детей от 2 до 7
лет.
4.2. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень
освоения воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются:
• наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с
воспитанниками, беседами, играми, рассматриванием картинок;
5
• диагностические беседы;
• диагностические ситуации, включенные в образовательный процесс и
режимные моменты;
• анализ продуктов деятельности воспитанников;
• диагностические беседы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно
возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время
прихода воспитанников в ДОО и ухода из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую
диагностику
5.1. Педагоги ДОО несут ответственность:
• за тактичное отношение к каждому воспитаннику во время проведения
диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации
успеха;
• ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
• соблюдение конфиденциальности;
• качество проведения обследования воспитанников;
• доказательность выводов по итогам педагогической диагностики
воспитанников.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального
развития воспитанников ДОО осуществляет старший воспитатель посредством:
• ежедневного текущего контроля;
• тематического контроля;
• оперативного контроля.
6.2. В рамках контроля старший воспитатель организует посещение групп и
анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение
результатов с педагогами.
7. Документация
7.1. Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику:
• могут заполнять диагностические карты по пяти образовательным
областям в начале и в конце учебного года (время заполнения документации
педагоги определяют самостоятельно без ущерба для образовательной
деятельности);
6
• в установленные сроки предоставляют заполненные диагностические
карты старшему воспитателю, который обобщает результаты педагогической
диагностики воспитанников ДОО;
• планируют индивидуальную работу по итогам педагогической
диагностики в начале учебного года с воспитанниками с особыми
образовательными потребностями, одаренными и другими воспитанниками –
при необходимости.
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический
обобщенный материал по итогам педагогической диагностики воспитанников –
в методическом кабинете ДОО.
7.3. Карты оценки индивидуального развития детей, записи в ходе
педагогической диагностики являются рабочими материалами педагогов и не
подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО и закрепляет
локальными актами.
7
8