Программа развития на 2019-2022 г.г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его
модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические
перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного
образования в последние годы приобрела актуальный характер. В
общегосударственном плане новое качество образования – это его
соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
Очевидно, что сегодня в условиях современного образования каждое
дошкольное
учреждение
должно,
поддерживать
свою
конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную
нишу в общем образовательном пространстве. Такие качества, как
формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к
переобучению востребованы целыми творческими коллективами, которые
постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство, проявляя
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, доказывая, таким образом, свою необходимость.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного
образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в
дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не
только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности,
где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской
деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его
познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его
потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих
гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация
на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на
дифференцированной основе.
Необходимость разработки данной программы обусловлена не только
рядом причин, указанных выше. Становится объективным появление новой
модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в воспитательнообразовательном
процессе,
в
научно-методической,
опытноэкспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания
работы дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому
подойти к его отбору с учётом природно-климатических, экологических,
экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей города, в
котором живут дети. Изменения, происходящие в содержании начального
образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания
работы, поиска новых путей и условий развития ребёнка, внедрения
2

педагогических технологий, создавая возможность для профессионального
творчества и инновационных процессов в повышении качества дошкольного
образования.
На основе выше изложенного, а также в соответствии с Конституцией
РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС ДО, Уставом ДОУ, Декларацией прав ребёнка,
Конвенцией о правах ребёнка, Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 разработана Программа развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №18 «Вишенка».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №18 «Вишенка»
Наименование программы: Программа развития муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18
«Вишенка» на 2019-2022 г.г.
Статус программы:
Нормативный документ МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка»,
работающего в инновационном режиме жизнедеятельности и принявшего за
основу программно-целевую идеологию развития.
Стратегический план осуществления основных нововведений в
образовательном учреждении; не только актуальных, но и перспективных,
прогнозируемых образовательных потребностей; социального заказа.
Основание для разработки программы: приказ МБДОУ «Детский сад
№18 «Вишенка» от 31.03.2019 г. «Об организации работы учреждения по
разработке Программы развития МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка» на
период с 01.09.2019 г. по 31.08.2022 г.г».
Заказчик программы: Педагогический совет дошкольного учреждения
Основания для разработки:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом последних поправок);
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
3

4.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 № 1155);
5. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями на 03.02.2019;
6. Семейный кодекс Российской Федерации (ст.56 Право ребенка на
защиту);
7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
9.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13;
10. Указ президента от 25.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия Детства на 2018-2027 годы»;
11. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования»;
12. Постановление Правительства Свердловской области от 17.09.2014
№ 790-ПП «Об утверждении Порядка формирования и реализации
государственных программ Свердловской области»;
13. Постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016
№ 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии
социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030
годы»;
14. Постановление Администрации Режевского городского округа от
08.11.2018 № 2228 «Развитие системы образования в Режевском городском
округе до 2024 года».
14. Устав МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка»
15. Локальные акты (Приказ о проектировании и утверждении
программы развития на 2019-2022 гг., положения и прочие нормативноправовые документы, регламентирующие деятельность учреждения).
Проектный совет (группы по проектированию программы):
1. С.В. Новосёлова - заведующий, руководитель проектного совета.
2. Представители МАДОУ «Детский сад №18» «Вишенка»:
4

Л.Ю.Бобкова – старший воспитатель высшей квалификационной
категории, руководитель группы.
Л.П.Комина – заведующий хозяйством.
3. Родительская общественность:
А.И. Деева – председатель Совета родителей
4. Привлеченные специалисты:
И.В. Давыдова – инструктор по физической культуре.
Исполнители программы: заведующий, педагогический коллектив
ДОУ, родители, социальные партнеры.
Стратегическая цель программы: определение перспективных
направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами
населения и перспективными задачами социально-экономического развития
Режевского городского округа; повышение качества образования через
внедрение
современных
педагогических
и
информационнокоммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО.
Проблема

Назначение
программы

Необходимость модернизации всех процессов ДОУ в
соответствии с ФГОС, Законом об Образовании РФ.
Необходимость интенсификации педагогического
труда, повышение его качества и результативности,
мотивация педагогов к применению современных
образовательных
технологий.
Недостаточная
готовность и включенность родителей в управление
качеством образования детей через общественногосударственные формы управления
Программа развития предназначена для:
 повышения качества образования в ДОУ через
создание в учреждении системы интегративного
образования, реализующего право каждого ребенка
на качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые возможности
для полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного обучения
в школе;
 определения модели и перспективных направлений
развития ДОУ;
 внедрения
комплекса
оздоровительнообразовательных мероприятий, направленных на
сохранение и укрепление здоровья детей;
 обогащения и усовершенствования предметно5

развивающей
среды,
способствующей
формированию
общей
культуры,
развитию
физических, интеллектуальных и личностных
качеств воспитанников;
 обеспечения
роста
профессиональной
компетентности педагогов ДОУ в части освоения
педагогами технологий в интеграции областей;
 усовершенствования взаимодействия ДОУ с
родителями
воспитанников
посредством
организации
совместной
эффективной
деятельности и их участия в образовательном
процессе.
системы
управления,
Цель программы Совершенствование
обеспечивающей реализацию широкого спектра
образовательных услуг с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка, потребности
семьи
и
общества
путем
последовательного
наращивания потенциала развития ДОУ
1. Создание системы управления качеством
Основные задачи
образования,
консультационное
и
экспертное
программы
сопровождение разработки нового содержания
образования
в
соответствии
с
основными
направлениями
модернизации
российского
образования;
2.
Развитие
компетенций
педагогических
работников, необходимых для создания условий
развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного
образования;
3.
Создание
оптимальных
условий,
обеспечивающих охрану и укрепление физического
здоровья воспитанников, приобщение к ценностям
здорового образа жизни;
4. Повышение уровня мотивации родителей и их
компетентности в области проблем воспитания,
повышения качества образовательной услуги, развивая
партнерство и сотрудничество.
Программа реализуется в период 2019-2022 г.г. в три
Сроки
этапа:
реализации
первый этап: 2019-2020 г.г. организационнопрограммы
подготовительный этап (создание условий для
реализации программы);
второй этап: 2020-2021 г.г. практический этап (работа
по преобразованию существующей системы);
третий этап: 2021-2022 г.г. итоговый, аналитическиинформационный этап (мониторинг эффективности
6

Финансовое
обеспечение
программы
Важнейшие
целевые
индикаторы и
показатели
программы

Ожидаемые
результаты
реализации
программы

реализации
программы,
аналитическая
оценка
качественных
и
количественных
изменений,
произошедших в учреждении)
Выполнение программы обеспечивается за счет
различных источников финансирования: бюджетное
финансирование, добровольные пожертвования.
Целевые показатели программы сформулированы как
система индикаторов успешности реализации каждой
из задач, составляющих содержание и структуру
программы:
 качественный уровень образования детей;
 уровень оснащенности образовательного процесса
оборудованием для использования ИКТ (от
необходимого количества комплектов);
 создание
единой
внутренней
и
внешней
информационной сети ДОУ;
 рост степени информированности населения о
состоянии деятельности в ДОУ;
 установление
тесного
взаимодействия
с
социальными партнерами;
 создание
развивающей
предметнопространственной среды соответствии с ФГОС ДО;
 обучение сотрудников ДОУ на курсах повышения
квалификации
различного
уровня
и
направленности, переподготовка педагогических
работников;
 участие педагогов в мероприятиях различного
уровня;
 численность педагогов, ставших победителями и
призерами конкурсов различного уровня;
 внедрение новых образовательных технологий;
 привлечение родителей и детей к участию в
совместных
мероприятиях,
внедрение
нетрадиционных форм работы;
 численность родителей, посещающих официальный
сайт учреждения.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
 повышение уровня профессиональной компетенции
педагогов;
 создание развивающей среды и материальнотехнической базы в группах в соответствии с
образовательными областями
образовательной
программы ДОУ;
 рост творческих достижений всех субъектов
7

Система
контроля за
исполнением
программы
Риски
реализации
программы

образовательного процесса, овладение комплексом
технических навыков и умений, необходимых для
их реализации;
 обеспечение готовности воспитанников к обучению
в школе;
 активное
включение
родителей
(законных
представителей) в образовательный процесс;
 создание привлекательного в глазах всех субъектов
образовательного процесса имиджа ДОУ;
 отсутствие предписаний надзорных органов:
Прокуратура, Управление по надзору и контролю в
сфере образования, органы Госпожнадзора,
Роспотребнадзора;
 наличие обновлений сайта в соответствии с
требованиями законодательства (не позднее 10
рабочих дней с момента утверждения изменений);
 соответствие информации, размещенной на сайте
образовательной
организации,
действующему
законодательству;
 высокая
доля
педагогов,
эффективно
использующих
современные
педагогические
технологии, ИКТ и имеющих положительную
динамику результатов воспитания и образования в
течение учебного года;
 организация и реализация программ здоровье
сберегающего образования;
 отсутствие
замечаний
по
использованию
бюджетных и внебюджетных средств (итоги
проверок,
ревизий
финансово-хозяйственной
деятельности);
 отсутствие
случаев
травматизма
среди
обучающихся, воспитанников и работников во
время образовательного процесса.
Комплексная
система
мониторинга
качества
образовательного процесса, эффективности реализации
всех структурных блоков программы. Результаты
контроля ежегодно обсуждаются на итоговом
педагогическом
совете,
предоставляются
общественности через публикации на сайте ДОУ
 пассивность педагогической общественности по
отношению
к
заявленным
направлениям
взаимодействия;
 непонимание и нежелание родителей участвовать в
жизни детского сада и совместно решать общие
8

задачи;
 сдвиг сроков выполнения проектов программы;
 не достижение всех заявленных результатов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Полное
название:
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №18 «Вишенка» (далее МБДОУ
«Детский сад №18»).
Юридический адрес: 623751, Свердловская область, г. Реж, ул.
Ломоносова, д. 10.
Адрес электронной почты: ds-18-vishenka@mail.ru
Адрес сайта ДОУ: http://18rezh.tvoysadik.ru
Учредитель детского сада: Управление образования Администрации
Режевского городского округа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Вишенка» создано путем изменения типа существующего
муниципального учреждения (Постановление Администрации Режевского
городского округа №1410 от 04.07.2017 «О создании муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18
«Вишенка» путем изменения типа существующего муниципального казённого
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18 «Вишенка»). О
МБДОУ «Детский сад №18» внесена запись в Единый государственный реестр
юридических лиц за основным государственным регистрационным номером
1026601688640.
Здание типовое, введено в эксплуатацию в 1989 г., имеет 2 этажа,
общая площадь 1164,4 кв.м.
Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с 10,5-часовым
пребыванием детей в возрастных группах с 7.00 ч. до 17.30 ч.
Детский сад рассчитан на 110 мест.
Списочный состав на 01.09.2019 г. 110 детей.
Приём детей в Учреждение осуществляется на основании:
- путевки Управления образования Администрации Режевского
городского округа;
- заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка
(медицинская карта);
9

- документа, удостоверяющего личность одного из родителей
(законных представителей);
- свидетельства о рождении ребенка.
Образовательная деятельность в МБДОУ
«Детский
сад
№18»
осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 18 «Вишенка» Режевского городского округа в
новой редакции, утвержденного приказом Управления образования
Администрации Режевского городского округа от 20.12.2017 № 298/01-07;
2. Лицензии на право ведения образовательной деятельности: серия 66
Л01 № 0006323, регистрационный номер 19625 от 21.02.2018. Срок действия
лицензии – бессрочно. Приложение к лицензии: серия 66П01 №
0015776;
3. Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ: серия 66 №
002298093 от 18.07.2000 № 1128;
4. Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе: серия
66 № 006846131 от 24.07.2000;
5. Свидетельства
о государственной регистрации права
оперативного управления муниципальным имуществом: серия 66 АЕ
770295 от 28.02.2013;
6. Свидетельства на право безвозмездного пользования земельным
участком № 1043 от 04.09.1997;
7.
Санитарно-эпидемиологического
заключения
на
образовательную деятельность № 66.03.06.000.М.000320.11.07 от
13.11.2007;
8. Договора о взаимоотношениях между ДОУ и Учредителем.
МБДОУ «Детский сад №18» в своей деятельности руководствуется
Федеральными законами, Указами и Распоряжениями Президента
Российской
Федерации,
постановлениями
и
распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями муниципального
органа, осуществляющего управление в сфере образования, договором,
заключенным между ДОУ и родителями (законными представителями),
локальными актами МБДОУ «Детский сад №18» (Коллективный
договор, эффективный контракт, Правила внутреннего трудового
распорядка,
штатное
расписание,
личные
дела
работников,
должностные
инструкции
работников,
журналы
проведения
инструктажей).
10

Работа в дошкольном учреждении ведется на основе основной
образовательной программы ДОУ, разработанной коллективом учреждения и
реализует примерную основную образовательную программу дошкольного
образования, одобренную решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол №2/15 от 20.05.2015) и
дополнительную программу дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
В детском саду обеспечены условия безопасности жизнедеятельности
участников образовательного процесса. Ежедневно осматриваются участки
детского сада, перед выходом детей на прогулочные участки. В здании
детского сада установлена тревожная кнопка. Имеется паспорт
антитеррористической
и
противодиверсионной
защищенности,
согласованный с начальником отдела внутренних дел и утвержден
заведующим детского сада, декларация пожарной безопасности,
зарегистрированная в ОГПН по Режевскому району, установлена пожарная
сигнализация, разработан паспорт безопасности дорожного движения
согласованный с начальником ГИБДД ОМВД России по Режевскому району,
разработан и утвержден паспорт доступности для обеспечения доступа
инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной, инженерной
и транспортной инфраструктур. Соблюдаются правила пожарной
безопасности, проводится работа с коллективом дошкольного учреждения по
охране труда. Проводятся учебно-практические занятия по эвакуации детей
при чрезвычайных ситуациях по сигналу «Пожар» 2 раза в год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Вишенка» является некоммерческой образовательной
организацией и направлено на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основной целью деятельности МБДОУ «Детский сад №18» является
осуществление образовательной деятельности по образовательным
программам дошкольного образования, направленным на разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
них видов деятельности.
11

ДОУ обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и
уход за воспитанниками, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев (при
наличии условий) до 8 лет.
На 01.09.2019 г. в МБДОУ «Детский сад №18» функционирует 6 групп,
из них: 1 группа детей раннего возраста, 5 групп для детей дошкольного
возраста.
Педагогический коллектив строит свою работу в тесном контакте с
семьей. Социологическое обследование показало, что из 101 семьи ДОУ по
составу:
ВСЕГО - 101
Полных семей
Неполных семей
Благополучных Социальносемей
неблагополучн
ых семей
2018 г. 2019 г.
2018 г.
2019 г.
2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г.
73 %
79 %
27 %
21 %
97 %
97 %
3%
3%
Из них родителей, имеющих:
- рабочие специальности: 99 – 56%
- служащие: 63 – 36%
- предприниматели: 4 – 4%
- домохозяйки: 6 – 6%
- безработные: 3 – 3%
Родители (законные представители) воспитанников ежемесячно
получают компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных
представителей) за присмотр и уход за детьми в ДОУ.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования ведется через мероприятия по следующим
направлениям:
- программно-методическое обеспечение реализации ФГОС ДО;
- материально-технические условия, развивающая образовательная
среда;
- кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО;
- оценка качества реализации ФГОС ДО;
- работа с родителями (законными представителями) и социальными
партнерами.
За отчётный период в ДОУ проведены следующие мероприятия:
- создан банк нормативно-правовых документов федерального,
регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и
реализацию ФГОС ДО;
- 100% педагогов прошли повышение квалификации;
12

- 100% педагогов имеют дошкольное образование;
- организована работа по корректировке и проектированию
Образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: проведены
мероприятия (консультации, собеседования, презентации, решение
проблемных задач, заседания творческой группы, мониторинг условий в
соответствии с требованиями ФГОС ДО).
ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
Анализ внутренней среды ДОУ
Материально-техническая база
Анализ
Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждении является
направления развитие и укрепление материальной базы. Материально-техническая
база учреждения включает в себя здание общей площадью 1164,4
кв.м., в том числе 6 групповых помещений. В групповых ячейках
имеются раздевальные, игровые, спальни, моечные, туалетные
комнаты. Групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от
друга. Каждая группа имеет свой вход и запасной выход.
У каждой группы имеется своя озеленённая прогулочная
площадка с теневыми навесами. На площадках есть необходимое
оборудование, созданы условия для самостоятельной двигательной
деятельности детей, разбиты цветники и клумбы, растут
разнообразные деревья и кустарники.
Оборудованы кабинеты: медицинский, изолятор, методический,
музыкального руководителя, заведующего хозяйством, прачечная.
Имеется музыкально-физкультурный зал, спортивная площадка.
Материально-техническая
база
учреждения
постоянно
совершенствуется и модернизируется. Ежегодно проводится
косметический ремонт групп. Для обеспечения воспитательнообразовательного процесса в детском саду имеется необходимая
мебель, твёрдый и мягкий инвентарь, методический материал,
дидактические пособия, в том числе:
- фортепиано
- музыкальный центр;
- магнитофоны;
- телевизоры;
- проектор;
- широкоформатный экран.
Можно сделать вывод, что в ДОУ удовлетворительная
материально-техническая
база,
грамотно
организованная
развивающая предметно-пространственная среда.
13

Но
из-за
недостаточного
финансирования
существует
необходимость замены старой детской мебели (столы, стульчики
детские), обновления мягкого инвентаря. В группах недостаточно
игрушек (конструкторы, модули, ЛЕГО), многие дидактические
пособия готовятся педагогами собственноручно из-за нехватки
средств. Также требуется замена некоторых оконных рам, забора,
электропроводки и декоративный ремонт фасада здания.
Проблемное
Проблема недостаточного количества оборудования: как для
поле
обеспечения образовательного процесса (в соответствии с
требованиями образовательной программы), так и материальнотехнического оснащения (соответствующего требованиям СанПиН).
Так же учебно-материальная база образовательного процесса
недостаточно
соответствует
современным
требованиям
к
содержанию образовательного пространства.
ПерспектиВозможность пополнения материально-технической базы и
вы развития: развивающей
предметно-пространственной
среды
за
счет
добровольных пожертвований юридических и физических лиц, а
также за счёт субвенций в рамках реализации ФГОС ДО.
Возможные
Снижение
объемов
бюджетного
финансирования
для
риски
совершенствования предметно-развивающей среды и материальнотехнической базы учреждения, отсутствие благотворительной
помощи организаций.
Образовательный процесс
Анализ
Повышению качества образовательной работы с детьми
направления способствует рационально организованная в группах развивающая
предметно-пространственная среда, создающая условия для
совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая
варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности.
Развивающая предметная среда в группах оборудована с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Все элементы
среды связаны между собой по содержанию, масштабу и
художественному решению и в целом создают оптимальнонасыщенную,
целостную,
многофункциональную
среду.
Оборудование и материалы в группах позволяют детям заниматься
игровой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной
деятельностью, а также обеспечивают двигательную активность
детей.
Размещение оборудования по принципу комплексного и
гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими
подгруппами по общим интересам.
Количество и продолжительность занятий соответствуют
требованиям СанПиН. Расписание образовательной деятельности
составлено в соответствии с возрастными психофизиологическими
особенностями детей.
14

Содержание образования в ДОУ дифференцируется по
следующим направлениям развития: физическое, познавательное,
речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
развитие и реализуется в различных формах организации
педагогического процесса.
Воспитательно-образовательная работа с детьми проводится в
системе. Каждый раздел программы прорабатывается не только на
специально организованных занятиях, но и в совместной/свободной
деятельности. Большая часть обучающе-развивающей работы
проходит в совместной деятельности.
Педагогический
коллектив понимает
значение
игровой
деятельности в жизни дошкольников и уделяет пристальное
внимание её развитию. В группе имеются специально оборудованные
для сюжетно-ролевых игр центры, свернутые сюжетно-ролевые игры,
театральные зоны. Игра и игровые мотивировки охотно применяются
педагогами в работе с детьми. Новой формой организации детской
деятельности является проектирование, которое постепенно
осваивается педагогами и является основной формой работы в
летний период.
Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива
учреждения по направлениям: физическое, художественноэстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
В начале учебного года педагогами и специалистами ДОУ
проводится диагностика уровня усвоения программы по всем
направлениям и диагностика становления и развития у детей
ключевых компетентностей, на основе анализа которых оценивается
результативность работы педагогов и строится воспитательнообразовательный процесс.
В ДОУ хороший микроклимат, обстановка доброжелательного
отношения между взрослыми и детьми, дети коммуникабельны,
эмоциональны, с удовольствием играют, с желанием ходят в детский
сад. В общении воспитателей с детьми превалирует личностноориентированное взаимодействие. Особое внимание в работе с
детьми уделяется формированию положительной самооценки и
развитию индивидуальности детей. Для этого использовались как
групповые, так и индивидуальные формы работы.
Родители, педагогический коллектив дают хорошую оценку
работе детского сада в режиме развития (по итогам ежегодного
мониторинга,
опроса,
анкетирования
удовлетворённости
образовательным процессом).
Успехи детского сада отмечены грамотами и дипломами.
Педагоги ДОУ активно участвуют и, как правило, занимают
призовые места в районных, областных конкурсах методических
разработок.
15

- переход педагогов к работе в инновационном режиме, в условиях
высокой информатизации образовательной среды;
- недостаточная готовность и включенность педагогов в управление
качеством образования детей;
- недостаточно организовано взаимодействие всех специалистов
ДОУ;
- нехватка помещений для оказания дополнительных услуг;
- недостаточное финансирование для дополнительных специалистов
(логопед, психолог).
Перспекти1. Совершенствование образовательной программы дошкольного
вы развития образования МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка»;
2. Включение в практику работы новых форм взаимодействия
участников образовательного процесса;
3. Скоординировнность деятельности всех специалистов детского
сада, родителей (законных представителей), воспитанников и
социума в вопросах повышения качества образовательных услуг;
4. Работа по преемственности дошкольного и начального
школьного образования;
5. Осуществление планирования образовательного процесса с
учётом целевых ориентиров дошкольного образования;
6. Подготовка педагогических кадров к работе в условиях
высокой информатизации образовательной среды;
7. Подбор диагностических методик для осуществления анализа
реализации образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка».
Возможные
Последствия нестабильной экономической ситуации в стране,
риски
отсутствие финансовых средств в местном бюджете могут негативно
сказаться на кадровом педагогическом составе учреждения:
возможна
вероятность
сокращения
квалифицированных
специалистов,
В связи с низкой обеспеченностью и платежеспособностью
населения
может
произойти
снижение
потребности
в
дополнительном образовании дошкольников.
Состояние здоровья воспитанников
Анализ
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования
направления характера, развития инициативы, сильной воли, дарований,
природных способностей. Педагоги на первый план выдвигают
задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них
ориентации на здоровый образ жизни. При построении
образовательного процесса педагоги учитывают индивидуальные
особенности каждого ребенка, уровень двигательной активности,
анализ здоровья детей.
Для укрепления здоровья детей в детском саду проводятся
различные
формы
физкультурно-оздоровительной
работы
Проблемное
поле

16

(физкультурные занятия, досуги и развлечения, Дни здоровья,
утренняя, дыхательная, пальчиковая гимнастики, закаливающие и
оздоровительные процедуры).
Во всех группах регулярно проводятся занятия оздоровительной
направленности: игры, беседы по воспитанию у детей привычки и
навыков
здорового
образа
жизни,
по
безопасности
жизнедеятельности.
Ведётся большая работа с родителями по пропаганде здорового
образа жизни, для проведения бесед привлекаются специалисты
различных уровней.
Проблемное
Наблюдается снижение уровня здоровья среди воспитанников,
поле
поступающих в детский сад; относительно высокая заболеваемость
детей до 3-х лет вследствие предрасположенности к простудным
заболеваниям; недостаточное количество спортивного оборудования,
отсутствие отдельного физкультурного зала.
Так же наблюдается рост числа родителей воспитанников с
низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в
ведении здорового образа жизни.
ПерспектиОказание дополнительных образовательных услуг по ЛФК;
вы развития использование здоровьесберегающих технологий,
работа по
программе «Здоровье» и, как итог, снижение заболеваемости детей.
Необходимость введения дополнительных образовательных
услуг так же должна быть предусмотрена в обновленной программе
развития ДОУ, так как дети должны быть вовлечены в различные
виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в
ходе которых они, накапливая эмоционально-чувственный опыт,
учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть
открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь
принимать решения и помогать друг другу.
Возможные
Невозможность оборудования физкультурного зала из-за
риски
отсутствия помещения, невозможность введения в штат сотрудников
– инструктора по ЛФК, массажиста.
Кадровый состав
Анализ
В условиях модернизации системы российского образования,
направления ориентирами
которой
являются
доступность,
качество,
эффективность, происходит смена требований к дошкольным
образовательным учреждениям.
На 2021 г. численность персонала ДОУ составляет 32 человека
(без учета совместителей), педагогических работников – 12 человек.
Возрастной состав педагогических кадров (%):
- 20-30 лет – 3 человека;
- 30-40 лет – 3 человека;
- 40-50 лет – 3 человека;
- 50 и выше лет – 3 человека.
17

Проблемное
поле

Перспективы развития

Очевиден
творческий,
инициативный,
работоспособный,
активный потенциал педагогического коллектива.
Характеристика педагогических кадров по стажу работ:
- до 5 лет – 4 человека;
- от 5 до 10 лет – 4 человека;
- от 10 до 20 лет – 2 человека;
- свыше 20 лет – 2 человека.
Характеристика педагогических кадров по образованию:
- высшее – 8 человек;
- среднее специальное – 4 человека.
Образовательный уровень педагогических кадров ДОУ
совершенствуется за счёт увеличения доли педагогов, прошедших
профессиональную
переподготовку
и
курсы
повышения
квалификации.
Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОУ
являются: повышение качества дошкольного образования;
использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
гражданское образование; экологическое образование как средство
формирования экологически целесообразного поведения в природе;
личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного
реализовать себя как часть социума. Происходящие изменения в
системе дошкольного образования обусловлены объективной
потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и
образовательной системы в целом. Требования к современному
образованию и социальный заказ ставят образовательные
учреждения перед необходимостью работать в режиме развития.
Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения
выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:
- «старение» кадрового состава;
- присутствие в коллективе устаревших подходов к
образовательному процессу и наличие стереотипных установок;
- «стойкое сопротивление» некоторых педагогов к введению
образовательных инноваций;
- недостаточная активность большинства педагогов в
профессиональном развитии;
- отсутствие опыта и квалификационной категории у молодых
специалистов.
Программа направлена на профессиональное становление и
развитие педагогов и педагогического коллектива в целом.
Инновационная направленность программы состоит в использовании
педагогами в процессе профессионального развития современных
технологий, стремление к инновационной деятельности и внедрению
новообразований в педагогический процесс в условиях реализации
ФГОС ДО (технологии проектирования, информационные
18

технологии, педагогические, социальные, творческие отчеты,
презентации, технологии «электронное портфолио» и пр.)
В рамках программы педагоги детского сада активно будут
повышать свою квалификацию через: тематические, целевые курсы
при ИРО; семинары, практикумы, самообразование.
Возможные
Следует признать, что большая часть инновационных
риски
направлений дошкольного образования реализуется не всегда
продуктивно и качественно, возникают риски в профессиональной
деятельности педагогов по причине нехватки в ДОУ
высококвалифицированных педагогических кадров.
В ДОУ на данный момент работают педагоги с более чем
двадцатипятилетним стажем работы, либо наоборот, молодые
специалисты, чья профессиональная подготовка зачастую не отвечает
установкам «компетентностного подхода».
Так же возможными рисками может являться текучесть кадров,
дефицит специалистов, пассивность педагогов, нежелание
перестраивать свою деятельность.
Управляющая система
Анализ
Управление учреждением осуществляется в соответствии с
направления Уставом МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка». Высшим органом
самоуправления является Общее собрание трудового коллектива.
Коллегиальными органами управления являются: Педагогический
совет, Родительский комитет. Их деятельность регламентирована
Уставом детского сада.
В результате комплексного исследования системы управления ДОУ
было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная,
профессиональная, компетентная система административного и
оперативного управления коллективом. Управление ДОУ строится на
принципах
единоначалия
и
самоуправления,
взаимной
ответственности всех участников образовательного процесса за
жизнь и здоровье детей, открытости и демократизации, ценностноличностного подхода к сотрудникам ДОУ и осуществляется в
соответствии с законодательством РФ в области образования и
Уставом ДОУ. Постоянно действующим руководящим органом для
обсуждения основных направлений образовательного процесса
является Педагогический совет, который проходит в соответствии с
утвержденным годовым планом работы.
В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка
инициативы работников, регулярное проведение консультаций,
детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и
инструкций.
Положительные результаты управленческой деятельности
выражаются
в
укреплении
материально-технической
базы
учреждения, подборе качественного состава педагогических кадров,
19

введении инноваций в педагогический процесс, совершенствовании
методической работы, контроля и диагностики.

Проблемное
поле

Перспективы развития

Возможные
риски

1. Неготовность коллектива к активному участию в
управленческой деятельности, инертность перед новыми активными
формами работы.
2. Низкая активность родительского комитета.
3. Несовершенство нормативно-правового сопровождения и
ресурсного обеспечения (наличие пакета методико-дидактических и
диагностических материалов, подготовленность педагогических кадров,
наличие соответствующей предметно-развивающей среды).
Таким образом, в детском саду создана традиционная система
управления коллективом с преобладанием административных
методов, которые способствуют стабильному функционированию
учреждения, но не развивают творческую активность сотрудников
ДОУ. Следовательно, для модернизации существующей системы
управления при переходе учреждения из режима функционирования
в режим развития существует необходимость обновления модели
управления ДОУ.
Дальнейшее перестроение системы управления предполагает
организацию и включение в структуру управления ДОУ мобильных
объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников.
Расширение
полномочий
государственно-общественных
форм
управления, через введение и стабильное функционирование в ДОУ
Совета Учреждения МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка».
Выбор неверных ориентиров управления инновационной
деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых
результатов в процессе реализации программы развития.

Анализ внешней среды ДОУ
Социальное партнерство МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка»
Социальное
партнерство
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса ДОУ. Она предполагает организацию работы с
разными категориями семей воспитанников и населением города, участие в
20

разработке и реализации социальных и культурных проектов, а также
налаживание межведомственных связей с учреждениями образования,
культуры, здравоохранения. Анализ состояния этой работы выявил ее
бессистемность и низкую эффективность.
На основании полученных данных будет разработан план повышения
педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей,
предполагающий проведение различных информационно-просветительских и
досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном
порядке.
У ДОУ налажены связи с учреждениями образования (СОШ №44, 4),
здравоохранения и культуры (библиотека, дом культуры, музей) (на
договорной основе), есть возможность использования их оздоровительнообразовательного потенциала с целью повышения качества образовательных
услуг; повышения компетентности взрослых участников образовательного
процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников).
Проблемное поле:
- Инертность близлежащих учреждений образования, родителей
воспитанников, населения. Рост количества взрослых, не интересующихся
воспитанием и развитием детей.
- Слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности
и возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах.
- Недостаточно развитая инфраструктура микрорайона, удаленность от
города.
Таким образом, разработка программы развития ДОУ обусловлена
изменениями в государственно-политическом устройстве, социальноэкономической жизни страны и целевых ориентиров и связано с
желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их
здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к
обучению в школе. Разрабатывая пути обновления педагогического
процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе,
запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности
педагогов и требования ФГОС ДО.

21

SWOT-анализ соответствия материально-технических ресурсов
Положительное
влияние

Отрицательное влияние
Внутренняя среда

Сильные стороны
Слабые стороны
Функционирование центров ДОУ:
Не полное соответствие развивающей
центр ПДД и ОБЖ, центр двигательной
предметно- пространственной среды
активности, центр патриотического
требованиям федеральных
воспитания, центр конструирования.
государственных образовательных
Создание предметно-развивающей
стандартов.
среды с учётом принципов ФГОС ДО:
Недостаточные технические
вариативность, полифункциональность,
возможности использования средств ИКТ
трансформируемость, доступность.
в образовательном процессе.
Предметно-пространственная среда
ДОУ пополняется в соответствии с
современными требованиями;
оборудованы центры для организации
разнообразной детской деятельности, как
самостоятельной, так и совместной со
взрослыми.
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
Возможность пополнения
Невозможность создания развивающей
материально-технической базы
предметно-пространственной среды в
развивающей предметносоответствии с ФГОС в связи с
пространственной среды за счёт
недостаточным финансированием.
спонсорских добровольных
пожертвований на приобретение мебели и
игрового оборудования.

Перекрёстный анализ:
Риски:
не
полное
соответствие
развивающей
предметнопространственной среды требованиям ФГОС ДО.
Проблема: перечень и количество оборудования не в полной мере
22

соответствует требованиям СанПиН и ФГОС. Требуется пополнение
развивающей предметно-пространственной среды ДОУ современным
развивающим
оборудованием;
совершенствование
материальнотехнического оснащения.
Решение проблемы:
Обновление развивающей предметно-пространственной среды в
соответствиями
с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных стандартов.

SWOT–анализ состояния педагогических кадров ДОУ
Положительное
влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
Недостаточный уровень
Наличие в штате узких специалистов:
педагогической просвещенности у
инструктора по физическому развитию,
отдельных педагогов.
музыкальный руководитель, педагогпсихолог, учитель-логопед.
Наличие педагогов способных работать
в инновационном режиме.
Наличие педагогов-наставников.
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
Возможность повышения квалификации
Снижение мотивации к
кадров за счет взаимодействия ДОУ с
профессиональному развитию.
педагогическим ВУЗом.

Перекрёстный анализ:
Риски: снижение мотивации к профессиональному развитию.
Предполагаемый способ компенсации риска:
Поощрение педагогических работников за счет премий. Повышение
компетентности педагогов.
Проблема:
Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических
умений педагогов, не позволяющий им достойно предоставить опыт своей
работы.
Возможные способы решения проблемы:
Систематическое взаимодействие ДОУ с педагогическим ВУЗом (г.
Екатеринбург). Повышение компетентности педагогов через прохождение
23

аттестации, курсов повышения квалификации, вебинаров, участие в
профессиональных конкурсах.

SWOT–анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
Систематическое проведение
Недостаточная активность родителей в
совместных мероприятий для родителей, воспитательно-образовательном процессе.
детей и педагогов:
- мастер-классы, утренники,
развлечения;
- выставки поделок, рисунков;
- конкурсы различных уровней,
родительские собрания.
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
Использование средств массовой
Высокая занятость родителей.
информации: сайт ДОУ, проведение
семинаров, мастер-классов, различных
мероприятий с целью повышения
родительской компетентности по
вопросам воспитания и развития
дошкольника.

Перекрёстный анализ:
Риски: высокая занятость родителей.
Предполагаемый способ компенсации риска:
Установление партнерских отношений с семьей каждого
воспитанника, с целью объединения усилий для развития и воспитания
детей. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Проблема:
Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном
процессе ДОУ. Неоднородный контингент родителей, имеющий
24

различные цели и ценности. Наличие в ДОО родителей (законных
представителей) с потребительским отношением к процессу
образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением
к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении ДОО.
Возможные способы решения проблемы:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей,
через
организацию
совместных
мероприятий,
активизировать
деятельность по реализации совместных проектов. Поддержка
уверенности в собственных педагогических возможностях.

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Концепция развития учреждения
Концепция программы развития предполагает построение новой
организационно-правовой модели развития дошкольного учреждения,
направленной на повышение качества дошкольного образования путем
обеспечения, кадровых, материально-технических и организационноправовых условий образовательной деятельности учреждения, что позволит
осуществить переход ДОУ в качественно новое состояние.
В МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка» образовательный процесс
должен строиться на основе:
 Индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом;
 Поддержки инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
 Развития самостоятельности, творческой активности ребенка;
 Формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка;
 Становления личностной позиции.
Итоговая модель – современное инновационное образовательное
учреждение, базирующееся на приоритетах сотрудничества, представляющее
обучающимся равные возможности в образовании и развитии в соответствии
с индивидуальными особенностями.
Ведущей идеей программы развития является установка, что каждый
ребенок – успешный дошкольник.
Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает
25

личностную готовность его к школе и выражается «во внутренней позиции
школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную
позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на
готовность к учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых
компетентностей и универсальных учебных действий.
Цели и задачи развития
Основной целью развития ДОУ на период до 2022 года, является
совершенствование системы управления ДОУ, обеспечивающей доступность
и новое качество образования в соответствии с индивидуальными
особенностями и склонностями ребенка в период дошкольного детства,
внедряя современные педагогические технологии в условиях интеграции и
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Для достижения поставленной стратегической цели основными
задачами развития выступают:
Стратегические задачи
1.
Создание
системы
управления
качеством
образования, консультационное и
экспертное
сопровождение
разработки нового содержания
образования в соответствии с
основными
направлениями
модернизации
российского
образования.

2.
Развитие
компетенций
педагогических
работников,
необходимых
для
создания
условий
развития
детей
в
соответствии
с
ФГОС
дошкольного образования.

Основные направления реализации программных
мероприятий
Разработка механизмов оценки эффективности
инновационной
модели
образовательного
пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество образования, реализации программы
развития.
Совершенствование
стратегии
и
тактики
построения развивающей среды учреждения с
учетом требований ФГОС ДО, учитывающей
принцип динамичности и развивающего обучения,
возрастные,
психологические
и
физические
особенности
воспитанников,
способствующей
самореализации
ребёнка
в
разных
видах
деятельности.
Создание необходимых условий для повышения
квалификации, переподготовки, саморазвития и
формирования профессиональной компетентности
педагогов.
Разработка
системы
мотивационных
мероприятий,
направленных
на
вовлечение
педагогов в инновационную деятельность.

26

3.
Создание
оптимальных
Совершенствование
системы
здоровьеусловий, обеспечивающих охрану сберегающей деятельности учреждения, с учетом
и
укрепление
физического индивидуальных особенностей дошкольников.
Корректировка
достигнутого
уровня
здоровья
воспитанников,
приобщение
к
ценностям физического развития детей и медицинского
сопровождения образовательного процесса.
здорового образа жизни.
Создание условий для эффективного участия
всех заинтересованных субъектов в управлении
качеством
образовательного
процесса
и
здоровьесбережения детей.
4.
Повышение
уровня
Информационно-методическое
сопровождение
мотивации родителей и их родителей
в
построении
индивидуального
компетентности
в
области образовательного маршрута ребенка.
проблем воспитания, повышение
Вовлечение и заинтересованность родителей в
качества образовательных услуг, воспитательно-образовательном
процессе
и
развитие
партнерства
и формировании
развивающей
предметносотрудничества.
пространственной среды.
Восстановление традиций семейного воспитания
в оздоровлении детей и вовлечение семьи в
образовательный процесс.
Создание
системы
консультирования
и
сопровождения родителей.
Развитие
системы
государственнообщественного управления ДОУ на основе
включения родителей управленческий процесс.

1. Создание системы управления качеством образования,
консультационное и экспертное сопровождение разработки нового
содержания образования в соответствии с основными направлениями
модернизации российского образования.
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными
изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер
деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в
частности.
Понятие «модернизация образования» рассматривается как масштабная
программа государства, осуществляемая при активном содействии общества.
Цель модернизации образования в создании механизма устойчивого развития
системы образования, а также управление качеством образования.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и
эффективного управления им, мы должны учесть тенденции социальных
преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и
профессиональные возможности педагогов учреждения. Постановка задач на
повышение качества образования в дошкольном учреждении меняет стиль
управления дошкольным учреждением – оно должно быть инновационным, и
более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие
перемены.
27

Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи
можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение
деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый
характер. С целью обеспечения эффективности деятельности, оно должно
учитывать изменения, инновационные процессы.
В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего
общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому
современная модель образования предполагает высокие технологии развития
воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе
современных образовательных стандартов – переход от установки на
запоминание большого количества информации к освоению новых видов
деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование
этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк,
что от него требуется владение информационными технологиями, умение
эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать
личностные
ресурсы,
готовность
осуществлять
собственную
образовательную
траекторию,
обеспечивая
успешность
и
конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области
дошкольного образования приобретает особую значимость. «Сегодня
востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог –
психолог, педагог – технолог».
Модернизацию педагогических технологий может реализовывать
педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с
обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по
содержательному наполнению требований к образовательным программам,
условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения
перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения
квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие
творческого педагогического мышления.
Модернизация требует создания и развития различных направлений
повышения профессиональной компетентности педагогических работников
учреждения, предполагает овладение педагогами новым содержанием
профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять
инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Современное информационное общество ставит перед образовательными
учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации,
задачу подготовки специалистов способных:
 гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
28

самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их
на практике;
 самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в
реальной действительности проблемы и искать пути рационального их
решения, используя современные технологии;
 грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для
решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать
гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с
аналогичными
или
альтернативными
вариантами
решения,
устанавливать
статистические
закономерности,
делать
аргументированные выводы, применять полученные выводы для
выявления и решения новых проблем);
 быть коммуникабельными, контактными в различных социальных
группах, уметь работать сообща в различных областях.
В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация
микросреды образовательного пространства за счет установления тесного
взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, модернизированная схема управления позволяет решать
поставленные проблемы в полном объеме.
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на
развитие образования как открытой и единой государственно-общественной
системы:
 введение государственных минимальных требований нормативной
обеспеченности
образовательных
учреждений
(методической,
кадровой, информационной, материально-технической);
 создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого
развития многообразных договорных отношений (между гражданами и
учреждением; между учреждением и его учредителями; между
образовательными учреждениями и работодателями);
 расширение публичности деятельности учреждения и органов
управления образования, использования бюджетных и внебюджетных
средств;
 поддержка
инновационной
деятельности
учреждения
путем
финансирования наиболее значимых образовательных проектов.
Управляя качеством, следует четко представлять, на какие результаты
ориентировано
управление,
какими
возможностями
(ресурсами,
потенциалом) располагает ДОУ при обеспечении качества, каков опыт
образовательной деятельности?
В процессе анализа управления качеством образования в ДОУ
29

были выявлены направления, требующие совершенствования:
 управление
качеством
педагогического
состава
(повышение
квалификационного уровня педагогов, организация и сопровождение
инновационной
педагогической
деятельности,
мотивация
и
стимулирование);
 управление качеством
технологии образования подразумевает
использование не просто современных технологий, а варьирование
технологическими характеристиками образования в зависимости от
контингента воспитанников их индивидуальных возможностей,
материально-технических возможностей, концепции воспитательного
процесса и пр.;
 управление информационно-методическим обеспечением, управление
качеством инфраструктуры образования предполагает регулирование
процессов поиска и получения необходимой учебной и научной
информации, использование наиболее эффективных методических
схем образовательного процесса;
 управление качеством образовательной программы, включающей
совершенствование модели выпускника и компетенций выпускника (в
соответствии с ФГОС ДО).
Система управления качеством образования в ДОУ позволит
совершенствовать процесс управления качеством образования в процессе ее
реализации.
2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых
для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
Современное общество предъявляет новые требования к системе
образования подрастающего поколения и в том числе, к первой ее ступени –
к системе дошкольного образования.
Вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного
образования. Появилось множество образовательных программ с
обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача –
введение вариативных организационных форм дошкольного образования, и
разработка
основ
нормативного
и
методического
обеспечения
образовательного процесса для этих форм.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на
повышение качества образования в целом и качества подготовки
специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов
образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.
30

Результаты аттестации педагогических кадров учреждения говорят о росте
профессионального мастерства педагогов. Педагоги владеют большим
объемом знаний, ориентированы на успешную деятельность. Для
большинства
характерны
такие
качества,
как
ответственность,
исполнительность, заинтересованность в результатах дела.
Становление профессиональной компетентности педагога дошкольного
образования понимается как специально организованное, систематическое
взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей
решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации
профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня
профессиональной компетентности. В связи с этим намечен комплекс мер,
формирующий условия для профессиональной самореализации педагогов:
 совершенствование педагогической деятельности – развитие у
педагогов потребности непрерывного профессионального роста;
 обеспечение диагностических и аттестационных процедур для
объективной экспертизы условий, содержания и качества образования;
 контроль
за соответствием нормативно-правовых документов
учреждения действующему законодательству в области образования;
 методическое
сопровождение
конкурсов
профессионального
мастерства;
 организация
и
осуществление
непрерывного
образования
педагогических
работников,
направленное
на
повышение
профессиональной
компетентности
(курсовая
подготовка
и
переподготовка).
Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора
современных форм представления результатов педагогической деятельности,
обобщения и распространения передового опыта работы. При этом педагоги
нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированном,
организованном непрерывном образовании (самообразовании).
Возможные риски:
 нарастающий объемом научной информации;
 прогресс в области техники и технологии;
 укоренение в массовой практике представления, согласно которому
любой хороший специалист – хороший педагог. Отсюда критерий
оценки педагогической деятельности – профессиональная работа, а не
педагогическая компетентность;
 недостаточность инновационных программ.
3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и
31

укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к
ценностям здорового образа жизни.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с
охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических
задач развития страны.
Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной
безопасности. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных
знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети
могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной
задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все,
чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует
совместной деятельности педагогов и родителей. Между тем семейное
физическое воспитание способствует как полноценному развитию и
укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного
микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов
сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать
повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к
здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического
воспитания. Необходимо систематизировать физкультурно-оздоровительную
работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника,
расширить знания педагогов с учетом современных требований и
социальных изменений по формированию основ физического воспитания и
здорового образа жизни.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания
ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов
ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка,
формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической
культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное
значение.
Проблема:
Процесс оздоровления не возможен без участия родителей. К
сожалению, многие родители не рассматривают вопросы оздоровления
своего ребенка как первостепенные. Часть из них не в полной мере обладает
необходимыми знаниями по вопросам здорового образа жизни и обеспечения
здоровья своему ребенку, а также необходимо отметить, что многие родители
просто не ведут в семье здоровый образ жизни.
32

Возрастает значимость работы медицинского персонала по
дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации
физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в
детском саду.
Возможные риски:
Родители
могут
недооценивать
значимость
физкультурнооздоровительной работы с дошкольниками и не выдерживать линию
преемственности формирования и обеспечения здорового образа жизни в
детском саду и семье.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с
осложненными диагнозами, проблемами в здоровье.
4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в
области проблем воспитания, повышение качества образовательных
услуг, развитие партнерства и сотрудничества.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг
друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление
партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением
и родителями.
Для достижения поставленной задачи нам необходимо выполнить
следующие мероприятия:
 выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов
повышения эффективности воспитательного процесса;
 разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и
методы взаимодействия детского сада и семьи;
 активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
 способствовать активному включению родителей в воспитательнообразовательный процесс детского сада.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на:
потребности родителей в поддержке, праве ребёнка на педагогически
образованных родителей. Следовательно, воспитание родителей необходимо
для оптимизации процесса воспитания ребёнка. В конечном итоге речь идет о
праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему
возможность всестороннего развития и благополучия.
Для решения этой задачи наряду с традиционными методами: такими
как родительские собрания, консультации, коллективные мероприятия,
например, экскурсии, походы, праздники, развлечения и др., планируем
реализовать различные проекты.
Проблема:
33

Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая
активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций.
Риски:
Недостаточность педагогических знаний, отсутствие свободного
времени для общения, нежелание заниматься своими детьми.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Сроки и этапы реализации программы
Программа будет реализована в 2019-2022 годы в три этапа.
1. Организационно-подготовительный (2019-2020 г.г.)
 выявление проблемных зон;
 анализ состояния здоровья воспитанников, уровня развития детей и
квалификации педагогов, состояния материально-технической и
финансовой базы ДОУ на соответствие ФГОС ДО;
 создание
нормативно-правовой базы ДОУ, обеспечивающей
реализацию программы.
2. Практический (2020-2021 г.г.)
 реализация программы;
 отслеживание промежуточных результатов;
 организация деятельности управленческой и методической служб по
внедрению инновационных технологий по реализации программы;
 формирование
и
апробирование
инновационной
модели
34

образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и
качество дошкольного образования;
 реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.
3. Итоговый, аналитически-информационный (2021-2022 г.г.)
 оценка эффективности и совершенствование инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество образования;
 выявление проблем;
 план действий на преодоление проблем и трудностей;
 внедрение, совершенствование и распространение перспективного
опыта;
 оценка качества образования в ДОУ.
Система программных мероприятий
Учитывая, что одним из ведущих принципов педагогической системы
гуманистического типа является субъект-субъектные отношения, мы
стремимся к организации управленческой деятельности как научно
обоснованному, целенаправленному взаимодействию руководителя ДОУ с
другими субъектами образовательного процесса, ориентированного на
достижение запланированного результата.
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации
данной программы будет осуществлять рабочая группа, созданная из числа
администрации, педагогов, родителей воспитанников. Творческой группе
вменяется в обязанность периодически вносить в проектную деятельность
необходимые коррективы. При этом разработчики проекта стараются не
просто совершенствовать и модернизировать существующие методы и
средства, но применять новейшие достижения научной и практической
мысли в области образования и оздоровления дошкольников, использовать
принципиально новые решения. Мероприятия по реализации программы
включаются в годовой план работы ДОУ. Система оценки выполнения
мероприятий программы развития в целом обладает открытостью и
доступностью для всех участников образовательного пространства. Оценка
реализации носит качественный и количественный характер.
Разработанная в программе стратегия развития ДОУ используется в
качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при
разработке годового плана. Мероприятия по реализации проектов
включаются в годовой план работы образовательного учреждения.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
35

педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и
представляться через публичный доклад заведующего учреждением, в отчете
о результатах самообследования ДОУ.
Предполагается организация и проведение серии семинаров,
способствующих
психологической
и
практической
готовности
педагогического коллектива к образовательной и воспитательной
деятельности.
Обмен информацией о ходе реализации мероприятий программы
развития будет осуществляться через официальный сайт, информационные
центры, через проведение открытых мероприятий.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
№
п/п

Направления программных мероприятий,
мероприятия (инновационные проекты)

Сроки
реализации

Источники
финансирования

1. Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное
сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с
основными направлениями модернизации российского образования
1.1. Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество
образования, и реализации программы развития
профессиональной

2019-2022

Без финансирования

1.1.2. Разработка системы контроля качества
оказываемых образовательных услуг

2019-2022

Без финансирования

1.1.3. Подбор и апробация диагностических
материалов, позволяющих контролировать
качество
образования
(на
основе
программных требований, ФГОС ДО)

2019-2022

Без финансирования

качества
1.1.1. Изучение
деятельности кадров

36

системы
планирования
в
1.1.4. Разработка
соответствии с реализуемой образовательной
программой)

2019-2022

Без финансирования

оценки
результативности
1.1.5. Мониторинг
качества образования детей

2019-2022

Без финансирования

1.1.6. Техническое сопровождение официального
сайта учреждения

2019-2022

Бюджетные средства

1.2.

Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды
Учреждения с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности
и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности
воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах
деятельности

1.2.1. Проведение работ и приобретение нового
оборудования
для
реализации
образовательных областей в соответствии с
возрастными и гендерными особенностями
дошкольников в соответствии с бюджетом
программы развития

2019-2022

Бюджетные средства

образовательного
процесса
1.2.2. Оснащение
учебно-методическими
комплектами,
дидактическими пособиями в соответствии с
ФГОС

2019-2022

Бюджетные средства

1.2.3. Обновление предметно-развивающей среды
территории ДОУ: оборудование игровых и
спортивной площадки

2019-2022

Бюджетные средства

2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий
развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
2.1.

Создание необходимых условий для повышения квалификации, саморазвития и
формирования профессиональной компетентности педагогов

2.1.1. Обучение сотрудников ДОУ на курсах
повышения
квалификации
различного
уровня и направленности

2019-2022

Бюджетные средства

2.1.2. Подготовка и сопровождение аттестации
педагогических и руководящих работников

2019-2022

Без финансирования

2.1.3. Аттестация педагогических кадров

2019-2022

Без финансирования

индивидуальных
2.1.4. Корректировка
перспективных
планов
повышения
квалификации педагогов

2019-2020

Без финансирования

37

2.2.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, создавая условия
для развития их субъектной позиции

диагностических
карт
2.2.1. Корректировка
профессионального
мастерства
и
определение
личных
потребностей
сотрудников в обучении. Проведение
самоанализа

2019-2022

Без финансирования

просмотры
2.2.2. Открытые
мероприятий

педагогических

2019-2022

Без финансирования

мероприятиях

2019-2022

Без финансирования

наставничества
для
2.2.4. Организация
профессионального становления молодых
специалистов

2019-2022

Без финансирования

педагогов
2.2.3. Участие
различного уровня

2.3.

в

Разработка системы мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение
педагогов в инновационную деятельность

педагогов
современным
2.3.1. Обучение
технологиям взаимодействия со взрослыми и
детьми
(технологии
проектирования,
информационные технологии, технология
электронного «портфолио» и пр.)

2019-2022

Без финансирования

проектных
2.3.2. Систематизация
сопровождение своего портфолио

работ,

2019-2022

Без финансирования

2.3.3. Обобщение передового опыта и публикации
в СМИ и печатных изданиях

2019-2022

Без финансирования

2.3.4. \Привлечение грантовой поддержки (через
участие в конкурсах различных уровней)

2019-2022

Без финансирования

3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического
здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни
3.1. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с
учетом индивидуальных особенностей дошкольников
системы
использования
3.1.1. Формирование
здоровьесберегающих
технологий
в
организации
учебно-воспитательного
процесса

2019-2022

Без финансирования

3.1.2. Программа здоровьесбережения

2019-2022

Без финансирования

3.1.3. Разработка и внедрение родительского
лектория по здоровому образу жизни

2019-2022

Без финансирования

3.2.

Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в
управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей
38

проекта
«3D:
ДУМАТЬ,
3.2.1. Реализация
ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОСТИГАТЬ».

2019-2022

Без финансирования

3.2.2. Организация
родителями
праздников.

2019-2022

Без финансирования

3.3.

совместного
спортивных

проведения
досугов

с
и

Корректировка достигнутого уровня физического развития детей и медицинского
сопровождения образовательного процесса
2019-2022

Без финансирования

всеми

2019-2022

Без финансирования

3.3.3. Проведение социальных санитарных и
специальных мер по профилактике и
распространению
инфекционных
заболеваний

2019-2022

Без финансирования

3.3.4. Проведение циклов бесед по проблемам
сохранения
и
укрепления
здоровья,
профилактике вредных привычек

2019-2022

Без финансирования

3.3.5. Проведение дней
праздников и т.п.

конкурсов,

2019-2022

Без финансирования

3.3.6. Улучшение качества питания, контроль над
организацией питания

2019-2022

Без финансирования

3.3.1. Обеспечение
выполнение
режима

благоприятной адаптации,
санитарно-гигиенического

3.3.2. Решение оздоровительных задач
средствами физической культуры

здоровья,

4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем
воспитания, повышение качества образовательных услуг, развитие партнерства и
сотрудничества
4.1. Информационно-методическое сопровождение родителей в построении
индивидуального образовательного маршрута ребенка
уровне

2019-2022

Без финансирования

совместных
конкурсов
4.1.2. Проведение
рисунков, выставок, поделок, различных
мероприятий

2019-2022

Без финансирования

4.1.3. Мониторинг достижений детьми результатов
освоения
основной
образовательной
программы дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО

2019-2022

Без финансирования

4.1.1. Информирование родителей
развития и здоровья детей

4.2.

об

Вовлечение и заинтересованность родителей в воспитательно-образовательном
процессе и формировании предметно-пространственной среды

39

4.2.1. Обеспечение обучения и реализация системы
инновационных форм взаимодействия с
родителями

2019-2022

Без финансирования

4.2.2. Проведение систематической работы по
выявлению
запросов
родителей
о
содержании
и
качества дошкольного
образования в Учреждении

2019-2022

Без финансирования

выявление
посредством
4.2.3. Ежегодное
анкетирования удовлетворенности родителей
воспитанников качеством предоставляемых
услуг

2019-2022

Без финансирования

4.3.

Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение
семьи в образовательный процесс

4.3.1. Организация и проведение семейных
презентаций исследовательских детских
работ и проектов

2019-2022

Без финансирования

4.3.2. Разработка и реализация новых форм
взаимодействия с родителями: школа
родительской мудрости, конференция для
родителей,
круглые
столы,
диспуты,
дискуссии и др.

2019-2022

Без финансирования

4.4.

Создание системы консультирования и сопровождения родителей

4.4.1. мОрганизация и проведение родительских
собраний, адресных консультаций, бесед и
др.

2019-2022

Без финансирования

4.4.2. Проведение «Дней открытых дверей»

2019-2022

Без финансирования

4.5.

Психолого-педагогическое сопровождение, консультирования родителей по вопросам
развития и образования детей раннего возраста

4.5.1. Работа консультативного центра для детей,
не
посещающих
образовательные
учреждения

2019-2022

Без финансирования

4.5.2. Информирование
официальный сайт

2019-2022

Без финансирования

родителей

через

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Об успешности реализации программы можно судить:
 по четкости выполнения ответственными лицами

программных
40

мероприятий в полном объеме и в срок;
 по динамике изменения эффективности деятельности ДОУ по
определенным показателям;
 эффективность реализации программы определяется с помощью
системы показателей.
Прогнозируемые результаты реализации программы
 Сформированность
ключевых
компетенций
дошкольников,
в
соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;
 Доля выпускников с высоким уровнем готовности к обучению в школе до 95%;
 Доля групп, оборудованных для реализации образовательных областей в
соответствии
с возрастными и гендерными особенностями
дошкольников - 100%;
 Процент посещаемости воспитанниками учреждения -100%;
 Заключение договоров с социальными партнерами;
 Доля
педагогов,
прошедших
аттестацию
на
присвоение
квалификационной категории (первая, высшая) - до 100%;
 Доля педагогов, представивших опыт работы через мероприятия,
форумы, конкурсы профессиональной направленности муниципального,
всероссийского и международного уровней, в профессиональных
изданиях и средствах массовой информации - до 75%;
 Доля педагогов, ставших победителями и призерами конкурсов
педагогического мастерства, методических разработок, авторских
программ муниципального, регионального и всероссийского уровня - до
5%;
 Доля педагогов, владеющих ИКТ-компетентностью - 100%;
 Доля педагогов, реализующих проекты - до 100%;
 Удельный вес родителей, принимающих активное участие в проектной
деятельности - до 85%;
 Доля родителей, удовлетворенных образовательными услугами - 100%;
 Доля родителей – посетителей сайта ДОУ - до 80%;
 Удельный вес родителей (семей), принимающих активное участие в
образовательном процессе, в мероприятиях ДОУ - до 85%;
Контроль за ходом реализации программы осуществляется
администрацией МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка», отчеты педагогов
предоставляются ежегодно (в составе годового плана работы учреждения,
публичного отчета, анализа образовательной деятельности) и на сайте ДОУ.
В обязанности ДОУ входит периодическое информирование родителей
41

(законных представителей) воспитанников о ходе реализации программы
(посредством сайта, родительских собраний, отчетных мероприятий и т.д.).

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».