Положение о ВСОКО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Вишенка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Ломоносова, 10
тел.: 8 (34364) 3-39-68, e-mail: ds-18-vishenka@mail.ru

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 18
__________О.С. Миронова
Приказ № ____ от «__»______ 20__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки
качества образования (ВСОКО)

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
и рекомендовано к утверждению
Протокол № 1 от 31.08.2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования
(далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. в редакции от 04.08.2023 г.,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» с изменениями на 8.11.2022 г.,
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.01.2020 г. №373 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»,
-

Приказ

Министерства

просвещения

РФ

от

25.11.2022

г.

№1028

«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка
проведения самообследования образовательной организацией» от 14.03.2013 г. №462 с
изменениями на 20.01.2018 г.,
- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащих самообследованию» 10.12.2013
г. №1324 с изменениями на 15 февраля 2017 г.,
- Уставом МБДОУ «Детский сад №18 «Вишенка»,
-

Другими

нормативными

правовыми

актами

Российской

Федерации,

регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Данное Положение определяет

цели, задачи, принципы системы оценки

качества образования в дошкольном учреждении (далее – система оценки качества
образования или
содержание

ВСОКО), ее организационную

процедур

контроля

и

экспертной

и

функциональную

оценки

качества

структуру,

образования и

общественной участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые
требования при проведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в
дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы
оценки качества образования и служит информационным обеспечения образовательной
деятельности в ДОУ.
1.4. Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО)
представляет

собой

совокупность

организационных

структур,

норм

и

правил,

диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку
образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательной программы
с учётом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества
образования.
1.5. Основными пользователями системы оценки качества образования (далее –
СОКО) в ДОУ являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет
ДОУ, экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников ДОУ.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество

образования

–

комплексная

характеристика

образовательной

деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их федеральным
государственным

стандартам,

образовательным

стандартам,

федеральным

государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического
лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе
степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система

оценки

качества

дошкольного

образования

–

совокупность

взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и
процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования,
свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и
ожиданий (потребностей) родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация
мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного
процесса.
Качество образования ДО – соответствие системы дошкольного образования,
происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям
государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей
(законных представителей), педагогов ДОУ, учителей начальных классов.
Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в
ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее
реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных
результатов.
Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой в ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией
условий в процессе образовательной деятельности.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования,
результатом

которого

является

установление

степени

соответствия

измеряемых

образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
участников образовательного процесса.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного
процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования –
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию,
является ориентиром для независимой оценки качества образования.
1.7. Оценка качества образования осуществляется посредством:


Системы контрольно-инспекционной деятельности;



Общественной экспертизы качества образования;



Лицензирования;



Мониторинга качества образования.

1.8. В качестве источника данных для оценки качества образования используются:


Образовательная статистика;



Мониторинговые исследования;



Социологические опросы;



Отчёты работников ДОУ;



Посещение мероприятий, организуемых педагогами ДОУ;



Отчёт о результатах самообследования ДОУ.

1.9. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества
образования:


Качество процессов;



Качество

условий

(материально-технических,

методических, кадровых, информационно-технических и др.);

программно-



Качество результата.

1.10. Система показателей мониторинга качества дошкольного образования
включает в себя несколько элементов: области качества, группы показателей, показатели.
Области качества мониторинга дошкольного образования:


Образовательные ориентиры;



Образовательная программа;



Содержание образовательной деятельности;



Образовательная деятельность воспитанников;



Образовательные условия;



Условия

получения

дошкольного

образования

лицами

с

ограниченными возможностями здоровья;


Взаимодействие с родителями (законными представителями);



Здоровье, безопасность и повседневный уход;



Управление и развитие.

В каждую из областей качества входит набор показателей, в отдельных областях
качества показатели собираются в группы показателей.
1.11. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта
качества образования по результатам работы ДОУ за предыдущий учебный год, в
соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования
2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
 формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей

определение факторов и

своевременное выявление изменений,

влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;
 получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах,
влияющих на его уровень;
 предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности
достоверной информации о качестве образования;
 принятие

обоснованных

и

своевременных

управленческих

решений

по

совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
 прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

2.2 Задачами построения системы оценки качества образования являются:
 формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к
его измерению;
 формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
 формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
 изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
дошкольного учреждения;
 определение степени соответствия условий осуществления образовательного
процесса государственным требованиям;
 определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
 обеспечение доступности качественного образования;
 оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
 определение степени соответствия качества образования на различных ступенях
обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным
и социальным стандартам;
 выявление факторов, влияющих на качество образования;
 содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в
процедурах

оценки качества образования; определение направлений повышения

квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к
аттестации педагогов,
 индивидуальным достижениям воспитанников;
 определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие
принципы:
 объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
 реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития
отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания;

 открытости,

прозрачности

процедур

оценки

качества

образования;

преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему
оценки качества образования;
 доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
 рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели;
 повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
 оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
 инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих

возможностей

сбора

данных,

методик

измерений,

анализа

и

интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
 минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления;
 сопоставимости

системы

показателей

с

муниципальными,

региональными

аналогами;
 взаимного

дополнения

оценочных

процедур,

установление

между

ними

взаимосвязей и взаимозависимости;
 соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в дошкольном учреждении.
3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества
образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, при необходимости
временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).
3.2. Администрация дошкольного учреждения:
 формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО
дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает приказом заведующего
дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;

 разрабатывает

мероприятия

и

готовит

предложения,

направленные

на

совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих
мероприятиях;
 обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном
учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам качества образования;
 организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении,
 осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии
и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне
дошкольного учреждения;
 организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
 обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
 обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные
уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические
материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного
учреждения за учебный год, публичный доклад заведующей);
 принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;
3.3. Педагогический совет дошкольного учреждения:
 содействует

определению

стратегических

направлений

развития

системы

образования в дошкольном учреждении;
 содействует

реализации

принципа

общественного

участия

в

управлении

образованием в дошкольном учреждении;
 инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства;
 принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения;
 принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования;
 принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;
 участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного
учреждения,

распределении

выплат

стимулирующего

характера

работникам

и

согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами
дошкольного учреждения;
 содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
 принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
 заслушивает
представителей

информацию и

организаций

и

отчеты педагогических

учреждений,

работников, доклады

взаимодействующих

с

дошкольным

учреждением по вопросам образования и воспитания дошкольников, в том числе
сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в дошкольном
учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы
образовательной деятельности дошкольного учреждения.
4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на
основе нормативных

правовых актов

Российской

Федерации,

регламентирующих

реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия
осуществляются
процесса

на

по

реализации

основе

дошкольного

целей

проблемного

учреждения,

и

задач

анализа

определения

ВСОКО

планируются

и

воспитательно-образовательного
методологии,

технологии

инструментария оценки качества образования.
4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
4.3.1. Нормативно-установочный:
 Определение основных показателей, инструментария;
 Определение ответственных лиц;
 Подготовка приказа о сроках проведения.
4.3.2. Информационно-диагностический:
 Сбор информации с помощью подобранных методик.
4.3.3. Аналитический:
 Анализ полученных результатов;
 Сопоставление результатов с нормативными показателями;
 Установление причин отклонения, оценка рисков.
4.3.4. Итогово-прогностический:
 Предъявление полученных результатов педагогическому сообществу;
 Разработка дальнейшей стратегии развития ДОУ.

и

4.4. Предметом системы оценки качества образования являются:
 качество образовательных результатов воспитанников (степень соответствия
индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения воспитанниками
образовательной программы государственному и социальному стандартам);
 качество организации воспитательно-образовательного процесса, включающей
условия организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе доступность
образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое
обеспечение образовательного процесса, организация питания;
 профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению
требуемого качества результатов образования;
 эффективность управления качеством образования и открытость деятельности
дошкольного учреждения;
 состояние здоровья воспитанников.
4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры оценки качества
образовательных результатов воспитанников включает в себя следующие требования:
4.5.1. Требования к психолого-педагогическим условиям:
-

наличие

диагностического

минимума

для

психолого-педагогического

отслеживания динамики развития воспитанников, в том числе измерения их личностных
образовательных результатов;
- наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны
и укрепления их здоровья;
-

наличие

консультативной

поддержки

педагогов

и

родителей

(законных

представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного
образования;
- наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ОП
ДО, в том числе, в плане взаимодействия с социумом.
- оценка возможности предоставления информации о ОП ДО семьям воспитанников
и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также
широкой общественности;
-

оценка

эффективности

оздоровительной

мероприятия, режим дня и др.)
4.5.2. Требования к кадровым условиям:
- укомплектованность кадрами;
- образовательный ценз педагогов;

работы

(здоровьесберегающие

- соответствие профессиональным компетенциям;
-

уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших

аттестацию);
- динамика роста категорийности;
- результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
- наличие кадровой стратегии.
4.5.3. Требования к материально-техническим условиям:
- оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
- оценка состояний условий образования в соответствии с нормативами и
требованиями СанПиН;
-

информационно-технологическое

обеспечение

(наличие

технологического

оборудования, сайта, программного обеспечения).
4.5.4. Требования к финансовым условиям:
- финансовое обеспечение реализации ОП ДО осуществляется исходя из стоимости
услуг на основе муниципального задания.
4.5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- соответствие компонентов предметно-пространственной среды ФГОС ДО;
- организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- наличие условий для инклюзивного образования;
- наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и
взрослых, двигательной активности, а также возможности уединения;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
4.6. Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной
деятельности включает в себя оценку:
- рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в
соответствии с содержанием ОП ДО;
- качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности и входе режимных моментов;
- качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
- качества построения сотрудничества с родителями (законными представителями).
4.7. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ОП ДО
включает в себя:

- динамику индивидуального развития детей при освоении ОП ДО;
- динамику показателей здоровья детей;
- динамику уровня адаптации к условиям детского сада;
-

уровня

развития

способностей

и

склонностей,

интересов

детей

(их

образовательных достижений);
- уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к образовательной
деятельности;
- уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образования в ДОУ.
4.8. Для осуществления процедуры ВСОКО в ДОУ составляется годовая
циклограмма функционирования ВСОКО на учебный год, в котором определяются
формы, направления, сроки, порядок проведения оценки качества образования, её
периодичность, ответственные и исполнители. Годовая циклограмма ВСОКО является
составной частью планирования деятельности ДОУ на учебный год.
4.9. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
- сбор информации на основе используемых методик;
- анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными
показателями;
- рассмотрение полученных результатов на педагогических советах;
- выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих
решений по устранению отрицательных последствий;
- формулирование основных стратегических направлений развития образовательной
деятельности на основе анализа полученных данных.
4.10. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить
содержанием

оценку

и

обеспечить

измерения

уровня

достижения

результатов

деятельности ДОУ.
4.11. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при
необходимости могут корректироваться.
4.12. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется
аналитический отчёт.
4.13.

По

соответствующие

итогам

анализа

документы

–

полученных

данных

мониторинга

аналитические

справки

и

приказы,

готовятся
отчет

по

самообследованию, которые доводятся до педагогического коллектива, учредителя,
родителей (законных представителей), общественности.

4.14.

Результаты

мониторинга

являются

основанием

для

принятия

административных решений на уровне ДОУ.
4.15. Администрация ДОУ ежегодно публикует доклад о состоянии качества
образования на официальном сайте ДОУ в сети Интернет.
5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
 Основным потребителям результатов ВСОКО;
 Размещением аналитических материалов, результатов оценки качества образования
на официальном сайте ДОУ.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества
образования

является

локальным

нормативным

актом

ДОУ,

принимается

на

Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего ДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной

форме

в

соответствии

действующего

законодательства

Российской

Федерации.
6.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования ДОУ
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном в пункте 6.1 настоящего положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».